UA / RU
Поддержать ZN.ua

Еще раз о Византии

Востребованность добротных, обстоятельных, но вместе с тем доступных книг по истории искусства давно уже очевидна...

Автор: Владимир Пузий

Востребованность добротных, обстоятельных, но вместе с тем доступных книг по истории искусства давно уже очевидна. Можно сколько угодно сокрушаться о недостатке образованности, но если единственный источник знаний — канал Discovery, то и результаты будут соответствующими.

На то, чтобы если не заполнить эту нишу, то хотя бы обозначить ее нынешние границы, претендует серия «Новая история искусства», в которой уже вышло несколько увесистых томов. Очередной из них, «Искусство Византии. Ранний и средний периоды», как раз является примером удачного сочетания научности и легкости изложения. Автор книги — Галина Колпакова, один из ведущих специалистов по византийскому и древнерусскому искусству, кандидат искусствоведения, профессор Российской академии живописи, ваяния и зодчества.

Византинистика всегда была одной из самых востребованных и интересных тем для отечественного читателя. Что и неудивительно: с одной стороны, Восточная Римская империя являлась прямой наследницей великой Римской империи, с другой — источником традиций, которые сформировали в том числе мировоззрение и основы духовной культуры наших предков. И, конечно же, невозможно говорить о Византии, не упомянув об ее искусстве.

Кстати, вполне закономерно, что в 500-страничном, богато иллюстрированном томе «Искусства Византии» перед читателем разворачивается история не только собственно создания тех или иных шедевров. Ведь подобно любому искусству, архитектура, мозаика, фрески, живопись, иконография Византии возникали как итог неких изменений в сознании и жизни людей того времени. Об этом Колпакова тоже пишет, по сути, предлагая читателю летопись мировоззрений, запечатленную в произведениях искусства, от раннехристианских катакомб и первых официально дозволенных базилик до живописи и архитектуры знаменитой комниновской эпохи.

Читается все это достаточно живо, книга наверняка вызовет интерес как у специалистов, так и у тех, кто впервые решил приобщиться к прекрасному. Для последних, кстати, оказался бы нелишним словарь терминов, почему-то перенесенный во второй том (который уже тоже вышел... однако для читателя удобней было бы продублировать словарь в каждом томе!).

Еще поначалу смутила мягкая обложка — элемент, непозволительный для издания такого уровня. Но благодаря тому, что книга брошюрована и прошита, она не разваливается в процессе чтения, зато стоит значительно дешевле, чем в переплете. По нынешним временам это важно и, хотелось бы надеяться, позволит приобрести и прочесть книгу не только очень обеспеченным читателям.

Галина Колпакова. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. — СПб.: Азбука-классика, 2004. — 528 с.