UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЭНЕРГИЯ. ЦВЕТ. ИСЦЕЛЕНИЕ...

Как часто на выставках, вернисажах повторяются имена и гости, давно всем и всюду знакомые свадебные генералы и генеральши...

Автор: Елена Новикова
С.Лишанский. «Кто ты?» на выставке, посвященной Дням украинской культуры в Берлине

Как часто на выставках, вернисажах повторяются имена и гости, давно всем и всюду знакомые свадебные генералы и генеральши. А между тем за ними много художников, скульпторов, графиков, которые вносят значительную лепту в творческую жизнь Киева, но первому плану и суете тусовок предпочитают работу. Их связь с искусством постоянна, камерна, интимна. Они поглощены рождением образов, толкованием снов и яви и нехотя отвлекаются на повседневное, необходимое... Соприкосновения с искусством порою сладостны, чаще мучительны, но жить без них невозможно. Интересно заглянуть в этот мир и узнать, что там происходит и кто там?..

Год назад мне довелось побывать на Втором Международном форуме искусств в Магдебурге (ФРГ), в котором участвовали 57 стран. Больше всего были представлены галереи и художники Украины. А среди них неизбитые имена. Значительное количество картин купили у киевского «Дома Миколи», что на Печерске. Хозяйка этой галереи — художница Ольга Бепко, милая и скромная, умеет отыскать хороших художников и достойно представить их дома и за рубежом. На форуме она заметила работы киевского художника Стаса Лишанского, которые отобрало жюри, и тут же запланировала его выставку в своей киевской галерее.

Конечно, у каждого художника есть свои черты, идентифицирующие его творчество. И все же порой на выставках у разных мастеров видишь что-то вполне совпадающее. Осмелюсь утверждать, и я не одинока в этом мнении, что у С.Лишанского вполне индивидуальный почерк и есть работы, не вызывающие никаких ассоциаций с другими.

Он любит и умеет мастерски интерпретировать и раскрывать возможности темных тонов. Черный цвет в качестве фона часто оказывается «живым», энергично выделяющим образ композиции. Знак обычной жизни — рубашка на вешалке, например, на его черном фоне начинает искриться, как перламутровая драгоценность. Черный как бы соучаствует с красно-белыми красками в создании динамичных, ярких, полных страсти и заражающих своей энергией зрителя картин («Любовники», «Из жизни Членистоногих» и др.). Напротив, темно-коричневый, бархатный, обволакивающий культовое сооружение, цвет в сочетании с лучами уходящего солнца создает мечтательное настроение, вызывает легкую грусть. И очень удачно передает мерцание свечи и потемневшей бронзы («Свеча», «Натюрморт с подсвечником»). И если темные — черные и коричневые фоны классических английских и нидерландских картин лично меня всегда обдавали холодом, подавляли и ввергали в меланхолию, то темная кисть Лишанского как раз радует жизненной энергией.

Темно-синие пейзажи художника («Перед грозой», «Таити», «Владимирская горка», «Переход») — тоже своеобразная примета его почерка. У него есть изображения природы желто-красно-коричневой гаммы, более близкие реальной жизни. Но эти, раскрывающие глубину и выразительные возможности сочного синего, декоративны и, хотя связывают содержание с реальным вечерним временем бытия, очень отвечают требованиям сценографии, которой Стас обучался у знаменитого Д.Лидера и в Школе-студии МХАТа. Ты будто видишь театральные декорации темных аллей, сада перед грозой и Владимирской горки зимой, когда земля скована морозом и кругом стоит беззвучная тишина. И вспоминаются булгаковские строки: «Черно-синие густые ночи над водой, электрический крест св.Владимира, висящий в высоте...».

Но было бы ошибкой утверждать, что Лишанский — певец только темного цвета. У него есть яркие, брызжущие светом полотна. И тут мы замечаем другие особенности его манеры. В принципе он очень лаконичен в использовании набора цветов. Обычно образ создается в одном-двух, максимум в трех цветах, на полном их звучании, без полутонов. Но также художник может создать всю композицию одним цветом, добиваясь очень сильного эффекта. Так, как в работах «Опыт видения пустыни» — №1 и №2, написанных оранжевым. Глядя на них, действительно ощущаешь себя в пустыне, где все вокруг поглощено беспощадным раскаленным солнцем. Правда, здесь художник использует не только традиционную технику лессировки, но прибегает и к помощи самой фактуры краски, сгустки которой внизу картины создают иллюзию поверхности пустыни. Этот прием он использует и в других работах. Иногда же ему достаточно тонкой акриловой струи, чтобы передать силуэт образа и сюжет («Танец на траве»).

Художник внес свою лепту и в эротическую тему. В жанре традиционной обнаженной натуры стоит упомянуть картину «Кто ты?», как образ прямого и фигурального познания людьми друг друга — их душ и тел. Он обыгрывает сексуальные сюжеты и на неожиданном материале — на предметах окружающего быта. Мастер придает им человеческие черты и вводит в мир человеческих отношений. Вот мужественный чайник, явно пылающий страстью к нежной рюмке, стоящей подле него. А вот ваза и чайник с двумя помидорами у «подножья», так напоминающими элементы мужского достоинства («Они такая пара!»). И зритель все прекрасно понимает, и — улыбается в ответ.

Искусствоведы часто относят живопись Лишанского к фигуративному направлению и поп-арту. Интересно обратить внимание на его религиозные сюжеты — «Троица» и «Триптих». По манере исполнения и колориту к ним примыкает вполне светская, где изломанные плоскости и остро подчеркнутые пропорции мужских и женских фигур напоминают искусствоведам то, что с легкой руки французов называется «декоративным кубизмом» («Мужчина», «Женщина» и др.)

Я часто замечала, что люди, мыслящие образами и цветом в живописи, обладают и литературным даром. Эссе Лишанского на темы искусства в украинской прессе — «Святые грешники», «В поисках рая на земле», «Пустой рог Сальвадора Дали» — содержат не только квинтэссенцию творчества именитых художников, но и философские размышления и оригинальные наблюдения автора. Причем он несет «свет знаний» не только о старых мастерах, но обращает внимание и на современных авангардистов, таких как С.Тырышкин и С.Шишкина, создавших совершенно фантастические костюмы из кинопленки. Вот как писал об их моделях Лишанский в статье «Красоты полет свободный»: «Изысканная лекальность петель. Матово просвечивающее сквозь них тело, наркотический дурман скольжения по кинопленке, свивающийся в головной убор (или это прическа?..). Нежная вязкость восточной орнаментальности и почти непременная параллель с паутиной, которую хочется обмести с тела девушки, могли бы говорить о стремлении подчиниться, отдаться под покровительство, если бы не одно «но». Если бы в мягкости колец не обнаруживалась сила сжатой пружины, готовой пробудиться ото сна и швырнуть вас на землю...».

Особую энергетику, исходящую от многих картин Лишанского, ощущаю не только я. Специалисты давно обратили внимание на сильное и положительное биополе художника. Тогда он решил получить второе образование — среднее медицинское, овладел искусством массажа, кроме медучилища закончил школу экстрасенсорики и гипнологии. Даже в немецкой прессе писали, что некоторые его работы («Белый Всадник» и др.) оказывали благотворное влияние на людей, находящихся в состоянии стресса или глубокой депрессии.

Первая персональная выставка Лишанского состоялась в девяностых годах прошлого века. Экспозиция называлась «Звучание реликтовых структур» и кроме характерной для него живописи содержала интересные эксперименты с виниловыми дисками и другими фактурными элементами. В прессе заговорили о «талантливом художнике-концептуалисте», писали, что «образы Стаса Лишанского — это эмоциональная художественная пластика, генетично связанная с украинской витальностью».

С.Лишанский учился в Москве и Киеве. Член Союза художников «Малая Грузинская» (Москва), Международной федерации художников и графиков при ЮНЕСКО. Со времен стагнации — член объединения свободных художников «Вольное поселение «Инкубатор Живописи» (Москва). Участвовал в сезонных и ежегодных экспозициях этих объединений, в киевском коллективном проекте «Генеалогия цвета» (Национальный художественный музей, 1999). Выставлялся в Берлине во время проведения Дней Украины в 2000 г. в коллективном показе «Современная украинская живопись». В 2001г. — на Втором Международном форуме искусств (Магдебург).

Его работы представлены в частных коллекциях Киева, Москвы, дальнего зарубежья, в Посольстве Украины в Германии и Институте польской культуры (Берлин).

Известный искусствовед проф. Д.Горбачев в рецензии написал очень важные слова: «С.Лишанский — хороший художник, художник божьей милостью, поскольку чувствует красоту самой живописной материи, сочность цветистого рисовального «теста» и выразительность цвета»...