UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЕЛОЧКА: ЛЕГЕНДЫ И КАНОНЫ

Любуясь новогодней елкой, мы забываем, что являемся свидетелями маленького чуда. Казалось бы, этот обряд не мог сохраниться во времена пролетарской идеологии...

Автор: Андрей Топачевский
Иллюстрация «Часослова». Львов, 1609 год

Любуясь новогодней елкой, мы забываем, что являемся свидетелями маленького чуда. Казалось бы, этот обряд не мог сохраниться во времена пролетарской идеологии. Ведь воевали даже с народными обычаями освящать вербовые веточки перед Пасхой, травы в Зеленую субботу или груши на Спаса. В сравнении с ними украшение елки — прямо-таки аристократическая забава! Но чудо произошло.

Ель не упоминается в Библии. Но есть устное предание о том, как растения встречали рождение Иисуса Христа. Они дарили Святому семейству свои наилучшие плоды. На фоне этого прекрасного разнообразия неприметной елочке нечего было подарить, кроме шишек и горькой смолы. Очень она опечалилась на своем снежном Севере. Но другие деревья поняли елочкино горе, не остались равнодушными, не покинули ее в одиночестве. Каждый дал ей понемногу своего, и еловая хвоя засияла в холодной ночи, а на ветках появились удивительные плоды со всего мира. Елочка утешилась, и маленький Иисус, увидев ее, обрадовался.

Это не апокриф и даже не народная сакральная легенда, как «приветствие царей», нередко упоминаемое в рождественских колядках на Волыни и в Карпатах. Такая себе святочная сказочка, вполне светского происхождения, как и сам обычай украшать новогоднюю елку. Настолько светский, что похож на советский, почему и не вызвал подозрений у воинствующих атеистов. Пройдя почти невредимым сквозь идеологические фильтры, стал даже официальным! И не только уютно прижился рядом с религиозным праздником, но и частично его заменил.

Если Рождество при всех условиях остается в сознании событием, связанным с появлением Спасителя, и однозначно символизирует жизнь, то праздник новогодней елки может оставить привкус грусти. Прошедший год с его реалиями встречается с неизвестностью года грядущего. Минует краткое веселье, и становится жаль его героиню — раздетую, пожелтевшую и осыпавшуюся ель, равнодушно выброшенную на мусорник. Таков уж финал светского праздника, чьи ритуалы носят временный характер и рассчитаны на внешний эффект. Да и гигантомания с «главной елкой страны», ради которой рубят сотни живых деревьев (и с гордостью об этом сообщают), досадна и далека от морали. Неужели мы столь богаты и безжалостны? Первое — неправда, а во второе как-то не верится.

Однажды Булат Окуджава пропел горький упрек рыцарям и кавалерам ели — тем, что сегодня не сводят с нее глаз, а завтра забудут о своей избраннице. По-моему, он гениально определил дистанцию между обычной беспечностью и хамством. Отдавая должное поэту, замечу, что он предвосхитил появление еще одной легенды ушедшего столетия. Будто бы маленькая девочка из датского города Оденсе в январскую стужу пожалела елку. Изобразила ее умирающей, всеми покинутой и послала свой рисунок самому королю. Весть об этом пролетела по стране, отозвались другие дети, их поддержали «зеленые», состоялся опрос граждан, и датский парламент принял решение — понятно, какое. С тех пор, мол, в Дании используются только искусственные праздничные елочки, а они могут служить детям не один год. И праздник от этого нисколько не пострадал… Но с нашего елового Майдана такой поворот мыслей и событий выглядит пока что, ясное дело, лишь чудачеством сытых европейцев.

Есть ли место для растений в храме? Следует отметить, что сами священники в этом не единогласны. Выбор зависит от признания определенной конфессии, а также личных представлений. Многие с любовью украшают храмы живыми растениями не только в Рождество, но и на Пасху. Скажем, упоминаемый библейскими пророками вечнозеленый мирт прекрасно себя чувствует под сводами церквей на Закарпатье и Буковине, вообще на Западе Украины. Его веточки вплетают на счастье в венки невест. Хорошее отношение к мирту у французов, немцев, итальянцев, признающих его цветок венчальным наравне с флердоранжем, цветами апельсина. Другие же священники считают это недопустимой атрибутикой язычества (в античные времена мирт использовался для культовых нужд) и снисходительно относятся лишь к растительным аксессуарам праздника Троицы. Некоторые отказывают растениям в присутствии при религиозных обрядах, ссылаясь на книги пророков Иезекииля и Осии, где говорится о жертвах, приносимых суеверами под тополями и дубами. Но для рождественской елки везде и у всех находится место и время!

Персонификация и одушевление растений, наверное, не что иное, как рудимент античного сознания. Но это также — известный литературный прием. В полной мере им воспользовался Иван Франко в поэме «Моисей», где поведал аллегорическую легенду о том, как деревья в суровое время выбирали себе царя. После долгих переговоров отказались царствовать властолюбивый могучий дуб и заносчивый стройный кипарис. А настоящим лидером оказался неприхотливый, самоотверженный терн, готовый «гибнуть в пути». Собственно, таким и был библейский Моисей. Он преодолел соблазны и рабское сознание, не заботясь о том, что не получит награды, никогда не ступит на Землю Обетованную. Поэтому оставил глубокий след в Истории… Согласитесь, что власть имущим стoит заглядывать не только в справочники «Кто есть кто», но и в сочинения классиков родной литературы, не говоря уже о Библии.

Простенький, трогательный святочный рассказ о елочкиных дарах лег в основу светского праздника. Или наоборот. Кстати, в начале минувшего столетия завоевала популярность песенка о елочке, написанная скромной женщиной-библиотекарем — еще в молодости, для семейного круга. Легенда утверждает, что в 30-е годы песенка понравилась Горькому, и ее автора, уже пожилую женщину, немедленно приняли в Союз писателей. Советские детишки пели «В лесу родилась», хоть и с некоторыми купюрами, вместо колядок и щедривок. На елке появились шарики с молотами-серпами, а верхушку увенчала уже пятиугольная звезда. Когда же в 60-х внимание идеологов привлекли народные обряды, рождественские напевы частично вернулись, только вместо «Сын Божий» запели «Год Новый родился»…

И все же первоисточником этого обряда были канонические библейские книги. В Евангелии от Матфея есть свидетельство о волхвах, которые, увидев звезду Его на востоке, поспешили к Вифлеему. Они поклонились маленькому Иисусу и принесли царские дары, и среди них ладан, ароматическую смолу из Аравии. А евангелист Лука описал приход пастухов с бесценным даром: они сообщили народу радостную весть о том, что новорожденный является Спасителем… Вот и нашлись библейские корни у обычая украшать елку, радовать и одаривать друзей и близких. И не только среди декабря, в День святителя Николая-чудотворца, но и на Рождество и Новый год. Пусть это будут если не дорогие заморские ароматы с игрушками, то хотя бы елочные. Но главное — добрые, радостные вести!