Обаяние Елены Цыплаковой покорило зрителей всех возрастов с первого ее появления на экране в знаменитых фильмах Динары Асановой «Ключ без права передачи» и «Не болит голова у дятла». Потом было много триумфов на театральной сцене и в кино. Стоит вспомнить лишь такие разные работы, как главные роли в «Школьном вальсе», «Адам женится на Еве» и «Мы из джаза». Внезапно Лена ушла в заэкранье, и через некоторое время появилась на строгий суд зрителей совершенно новая Цыплакова - режиссер-постановщик фильмов «Камышовый рай» и «На тебя уповаю» - мудрая до жестокости, сильная и по-прежнему легко ранимая.
- Лена, хотя творческая профессия для женщин особенно зависима, вы производите впечатление успешной и независимой женщины. Ваши же героини, пусть не всегда счастливые и удачливые, с честью выходили из самых разных перипетий. Какая же вы по жизни?
- Каждый человек существует в двух измерениях: внешнем - мирском и внутреннем - духовном. Удачи мирские совершенно не означают благополучия духовного. Если говорить о каких-то бытовых вещах, то я не притязательна, единственно без чего не могу - без жизненного пространства, простора. По-разному складывалась жизнь. Сейчас у меня есть трехкомнатная квартира, пусть в дальнем районе, но моя. Там есть кабинет, спальня и гостиная. Когда приходят люди, не надо лихорадочно собирать бумажки, а потом разбирать их снова. Живу так, как мне и хотелось.
Это не значит, что все устраивает. Долго размышляла над тем, что не могу любить себя. Ну как можно любить себя такую, когда знаешь обо всех своих недостатках и несовершенствах. Потом поняла - нужно разобраться, что в человеке хорошего и что плохого. Хорошее пытаться взращивать, а от плохого избавляться - путем такого внутреннего самоусовершенствования приходишь к умению любить себя. Ведь если это не дано, то не дано любить и уважать других. Например, все давно знают, что при мне нельзя плохо говорить о людях. Как любой человек, каждую минуту своей жизни стою перед выбором - как жить, как создавать свой образ. Часто вспоминаю Серафима Саровского: «Мне очень грустно смотреть на людей, которые, перелистывая книгу своей жизни, не вчитываются в каждый свой лист».
- Творческая судьба началась ярко в театре и в кино - работали много? и, что греха таить, режиссеры эксплуатировали облик. Так случилось, что вы резко изменились, к этому сложно привыкнуть даже самой, не то что приучить режиссеров и зрителей. Как справились с этим?
- Об этом говорить трудно - были комплексы и депрессивные состояния, теперь это все прошло. Отношусь к тому, что произошло, с благодарностью - эта ситуация увела меня от актерской карьерной суеты и дала возможность духовного сосредоточения. Я благодарна Богу за испытание, благодаря которому накопила много душевного материала. Сделала два фильма, которые дались достаточно тяжело физически и духовно, - «Камышовый рай» и «На тебя уповаю». Что же касается актерских дел, то при небольшом количестве предложений, которые есть, все же иногда отказываюсь от работы, не хочу больше делать вещи, которые считаю неприемлемыми для себя в нравственном плане. Это может касаться не только моей роли, а истории, которая предлагается. Потому что любой акт творчества - это своего рода проповедь, особенно в кино. Я никого не осуждаю, у каждого свой выбор, но сама пытаюсь существовать так, чтоб это соответствовало моим душевным потребностям.
- В вашей актерской ипостаси очень сильно женское начало - мягкость, слабость, в режиссуре - напротив - жесткость, даже нетерпимость, правда, в лучшем смысле этого слова. Откуда этот выбор пути, тем, сценариев?
- Когда сделала первую картину, все стали говорить, что это не женское кино. Не понимаю разделения кино на женское и мужское. Если копать глубоко эти понятия, сразу все рассыпается, как карточный домик. Конечно, женщина может по форме все делать очень мягко, но, будучи, к примеру, хозяйкой в большой семье, она должна уметь и наказывать. А кино в первую очередь должно эмоционально воздействовать. Это мои переживания, боль моего сердца - вот такая очень женская позиция. Если что-то возмущает или печалит, не пытаюсь скрывать это холодной подачей материала.
- Лена, что хотелось бы делать дальше, о чем говорить, какие темы или произведения лягут в основу будущих работ?
- Не нашла пока то, что хотелось. Есть одна вещь, которая безумно понравилась, но узнала, что права на нее у «Уорнер бразерз». Удивительная вещь произошла в моем сознании в последние два года - я начала по-настоящему радоваться жизни. Поняла, что всегда можно найти, чему радоваться, это зависит от собственного взгляда. Всегда была жизнерадостным человеком, но когда происходило что-то хорошее, думала, чем буду за это платить, настроение тут же портилось. Потом пришло понимание, что хорошее - награда за что-то правильное, что сделано ранее. Это был первый шаг. И разговор о том, что все - жизненные обстоятельства, ситуации, - просто абсолютная ложь. Человеку дано право самому выбирать, говорить «да» или «нет». Хочется сделать что-то такое, чтобы никого не ввести в уныние. Где-то прочла, что истинная свобода - это свобода от греха.
- Бывает это?
- Когда начинаешь от чего-то освобождаться, учишься говорить «нет» каким-то вещам - такая легкость и радость на душе... Вот и хочется сделать что-то, что вселило бы в людей радость, понимание - пока человек жив, он может все изменить.
- Предположим, вы нашли материал, который хотите воплотить, но тут начинается чистое администрирование: нахождение денег и т.д. Вы готовы к этому?
- Последнее время все пытаюсь сделать сама, не всегда удачно. Думаю, если найдется достойный материал, найдутся и люди, которые поддержат. Не унываю по этому поводу, надо работать. Бывает, люди жалуются на отсутствие работы, на самом деле - прилагают мало для этого усилий, ждут, что им дадут. Создала свою студию, правда, это громко сказано - пока она просто зарегистрирована. Есть друзья по профессии и очень близкие друзья в духовной сфере, которые мне очень дороги. Если говорить о личной жизни, я одна, и сейчас мне это было нужно для того, чтобы разобраться в себе самой. Мне сейчас хорошо. На самом деле, мы часто надеемся на кого-то, часто разочаровываемся в окружающих, в том, на кого взвалили все свои проблемы. Чтобы ни на кого не обижаться, я и живу одна, рассчитываю на себя и обижаюсь на себя - это состояние очень полезно для меня сейчас.
- Одиночество хорошо, когда можно в него уйти, подсознательно ощущая - ты не один, в противном случае бывает страшно?
- Я себя одинокой не чувствую. Есть близкие люди, которым ты можешь помочь, которые поддержат тебя. Для меня этого понятия - одиночество - вообще не существует, не понимаю его. Помню, в четыре года я поняла: страх - чувство ложное. Когда происходит ситуация, которой мы боимся, страха не испытываешь, просто пытаешься из нее выйти. То же - с чувством одиночества, мы его себе придумываем.
- В том состоянии, в каком находитесь сегодня, вы не уходите от актерской профессии, кого хотелось бы сыграть?
- Пытаюсь работать, вошла в три антрепризы, восемь месяцев репетировала, но все окончилось ничем по независящим от меня обстоятельствам. Если будет предложена интересная работа, с радостью буду играть, потому что профессия обладает огромной духовной силой. Но режиссура для меня сегодня гораздо более приемлемая сфера. Будем работать.