UA / RU
Поддержать ZN.ua

Элегантность экспансии

Весна реальная и весна календарная в очередной раз разминулись, не встретившись даже в точке традиционного двухнедельного юлианско-григорианского искривления времени...

Автор: Олег Смаль

Весна реальная и весна календарная в очередной раз разминулись, не встретившись даже в точке традиционного двухнедельного юлианско-григорианского искривления времени.

Но с удивительной синхронностью появление тепла и солнца совпали с началом фестиваля «Французская весна в Украине». Подбирая эпитет к деятельности Французского культурного центра в Киеве, я решил позаимствовать его из лексикона нашего Президента. Слово «элегантность» вполне подходит к экспансии, которую проводит этот центр культуры на территории Украины. И чрезвычайно приятно следующее: ни одна акция не вызывает сомнения, что это именно культура, а не суррогат с маркировкой «Вот тебе, Боже, что мне негоже».

Это субъективная точка зрения, но мне представляется: даже если бы какая-нибудь вселенская эпидемия сожрала все духовное достояние, созданное человечеством за тысячи лет его существования, оставив только Францию, земляне не провалились бы в пещерную тьму и дикарство. Именно французы, кроме собственных интеллектуальных сокровищ, дали прибежище и творческим побегам представителей чуть ли не всего мира. И это семя опять бы засеяло пустыню. И такая ли уж это гипербола? Живопись, скульптура, архитектура, литература, музыка, театр, кино. В каждой из этих сфер Франция подарила не одиноких гигантов, а целые шеренги титанов.

Выставка плакатов художественного директора достославного Лувра Филиппа Апелуага, открывшаяся в Киевском музее русского искусства, является еще одним аргументом в пользу французской культуры. Крупные листы (175 х 120 см) позволяют почти физически ощутить мастерство этого художника — очень осторожный
в использовании цвета, он виртуозно владеет композицией, во многих работах главным выразителем идеи является только шрифт.
И чрезвычайно почтительное отношение к задачам, казалось бы, разного масштаба — плакаты, посвященные Лувру и выставке водного транспорта, выполнены
безупречно виртуозно. Жаль, что эта выставка в худших традициях нашего музейного дела не имеет полиграфической поддержки — даже самый маленький буклет был бы прекрасным учебником для графиков-плакатистов.

Французскому культурному центру в Киеве пора искать новое помещение. Открытие очередной вытавки засвидетельствовало интерес киевской публики
к художественным акциям, который вырос настолько, что камерная галерея и маленький лекционный зал уже требуют новых квадратных и кубических метров. Да и экспозиция, только что открывшаяся, достойна того, чтобы ее увидели как можно больше ценителей искусства. Под общим названием «Чествование Гинсбура и музыки» гармонично соединились работы различных по творческой манере, но близких по мировосприятию художников Бернара Рансияка и Жерара Гийомара. Мерцающая, нервная и вместе с тем гармоничная живопись, похожая на музыку и жизнь Сержа Гинсбура, парижанина с харьковскими корнями, гения и шалопая, овеянного славой и скандалами. Пожалуй, только он мог героическую «Марсельезу», которую все школьники Франции теперь обязаны изучать, пропеть в ямайском стиле «регги». Убеленные сединами художники, присутствующие на открытии своей киевской выставки, кажется, сохранили детское видение мира. Киев и Украина будут для них новым открытием, как для нас их линогравюры и литографии.

Желание не расставаться с Францией и Парижем не оставляет и после выставки. Беру дома с полки «Дневники» Эдмона и Жюля де Гонкур, открываю наугад, надеясь погрузиться в мир Флобера, Доде, Золя, Доре, Дега...

«1870 год, вторник, 27 сентября. Вчера среди толпы на Итальянском бульваре сильное возмущение против мясников. Народ требует, чтобы правительство само продавало скот, без посредничества этих спекулянтов на народной нищете». О-ля-ля! Как у нас много общего с французами! И не только в искусстве.