Мышление — сознание вслух, но не только право говорить о том, что видишь, но и право быть услышанным. В том числе — властью.
15 марта 1996 г. был издан Указ Президента Украины «О строительстве памятника «Независимой Украине», и конкурс, объявленный немедленно, пробуксовывая, тлеет уже четыре года. Почему? Причина очевидна и состоит в том, что к «сладкому заказу» фактически не допущены молодые скульпторы, как и не приглашены безусловные мастера, такие, как А.Рыбачук, В.Мельниченко, Е.Прокопов, Б.Довгань и другие. То, что конкурс открытый, сути дела не меняет. Власть в руки взяли скульпторы, которые не в силах избавиться от старых клише. Все, что за эти четыре года было показано, и то, что вынесено как итог архитектурно-скульптурного гения на «экспресс-конкурс» в августе 2000 г., грешит художественной несамостоятельностью и застарелыми моделями мышления. В каждом проекте очевидны заимствования у когда-то и кем-то сделанного, а сегодня взятого напрокат.
Нынче даже школьники наслышаны о связи художественной формы с общественным сознанием: египетские пирамиды воплощали ценности заупокойного культа фараонов, а триумфальные арки римлян — агрессивную кичливость императоров; известно, что пропорции Парфенона отражают демократические принципы афинян времен Перикла. Искусство всегда остается кардиограммой мировосприятия той или иной эпохи. Оно — портрет общества, выраженный пластически.
За последние пять лет для каждого здравомыслящего человека стали очевидными глобальные изменения, происшедшие в сознании народов, освободившихся от коммунистической системы. Трансформация оказалась радикальной не только в политической географии Европы, где Украина заняла заметное место, но также в интеллектуальном климате, в категориях мышления и даже в способах чувственно переживать действительность. Политологи ввели такую дефиницию как «постсовременность», эстетика обозначает искусство «слома — перехода» к XXI веку термином «постмодернизм». И это не пустой звук. В этом понятии есть и связь с традицией, и ощущение динамики художественного сознания, и многое еще. Об этом достаточно написано. Поэтому, прежде чем ваять, нужно все-таки задуматься о характере времени, в котором живем, изучить образ портретируемого. В нашем случае нелишним было бы осознать, что же на самом деле сегодня представляет собой Независимая Украина? Так ли она благостна, как хотят ее показать авторы проектов? Когда художник честен с самим собой, интеллектуально состоятелен, в ладах с профессиональной совестью и с эпохой, отпадает необходимость в надуманной патетике и гигантизме. В этом контексте привлекателен проект №22. Здесь все уместно — пропорции, соотнесенные с масштабом человека, деликатная пластика двух рушников, взлетающих крыльями птицы. Тактично решен постамент в виде пасхальной писанки. На овальной форме (символе первоначала всего сущего) помещены фигуры отца, матери, ребенка. Есть необходимая знаковость и символика: Украины, рода, гуманизма.
К сожалению, подобное решение — исключение из общего колорита «экспресс-конкурса».
Резонно задать вопрос, почему этот конкурс «экспресс»? Не для того ли, чтобы отрапортовать, как это было недавно, к юбилею Октября пуском шахты, цеха, открытием линии метро? На консерватизм человеческого сознания в сравнении с динамикой технологий указывал еще отец кибернетики Норберт Виннер.
На дворе «постсовременность», а как же это мы без советских обычаев — без монумента к 10- летию Независимости? Народ не кормлен? Денег нет на зарплаты? Не беда! Лишь бы позвонить в колокола. У чиновников есть и более прагматичные ожидания... Тем более что Л.Д.Кучма приказом от 14.04.2000 г. напомнил о монументе.
Чиновники засуетились... кого-то осенило «лето, жаркий август, в городе безлюдье. Лодки тонут, башни горят, не до нас нынче, братцы. А не провести ли нам в образовавшемся вакууме экспресс- конкурс?.. И звучит свежо!» Сказано — сделано.
И хотя, как известно, быстро рождаются только кролики, идея показалась привлекательной, а главное — стратегически выверенной. Оппонировать инициаторам «экспресс-конкурса» было попросту некому — летний город был пуст.
В этих благоприятных для авторов условиях прилично было бы не проталкивать старые решения, а задуматься о реальном содержании понятия «Независимая Украина». Но к чему конкурсантам мудрствования — они далеки как от интеллектуального балласта, так и от сомнений.
Скульпторов и архитекторов, отставших от современности, хочется просить задуматься о народе Украины, о трагизме нашей Независимости. Неужели нет нужды уточнить для себя, от чего страна сегодня независима? От разрухи и разграбления, от гибели ее граждан в шахтах, от люмпенизации специалистов с высшим образованием, от армии беспризорных детей — будущего криминалитета страны? Может быть, она независима от внешних и внутренних долгов или от энергетической кабалы? В чем состоит свобода ее полуголодных граждан, попавших в капкан моральных страданий, в то время как народные избранники в экстазе самоутверждения учреждают «золотые книги нации».
Лобызаясь по-брежневски, осыпая друг друга комплиментами, цветами и наградами, элита отмечала годовщину собственной Независимости от всех и вся, а народ — «Незаможности». Не торопимся ли мы с монументом?
Какой Украине мы имеем моральное право сегодня ставить памятник? Если реальной, то предлагаю «Старуху с протянутой рукой» — муляж работы Александра Гнилицкого, ежели гипотетической, о которой народ мечтает еще со времен Б.Хмельницкого, М.Грушевского, В.Стуса, то просьба к Горсовету — инициатору «экспресс-конкурса» и к скульпторам — повременить. Установка монумента, рассчитанного на века, не должна зависеть от сроков пребывания на посту того или иного чиновника. Пусть «Незалежність» состоится и новое поколение в Украине, живущей без фальши и грабежей, найдет и силы, и талант, чтобы создать художественной символ ее достоинства.
В пояснительной записке одного из проектов авторы пишут, что со всеми посоветовались (помните сталинское «мы посоветовались и решили»): с народом, с членами правительства, с городским мэром и с Президентом... и что теперь они знают, что монумент должен быть воплощен только «методом художественного реализма».
Приятно, что посоветовались с уважаемыми людьми. Что касается метода, то всякий монумент — символ, а потому — художественная условность, то есть метафора, а не реализм. Авторам было бы полезно, без высокомерия относясь к искусствоведам, спросить мнения независимых экспертов. Они есть в Украине. Однако конкурсантам важно убедить «отцов города» и Президента. А они-то — специалисты в других сферах и потому в искусстве их мнение частное. Экспертизу, оценку в гражданском обществе доверяют профессионалам, обладающим комплексом историко-художественных знаний.
Какое отношение к «методу реализма» могут иметь предложенные в проектах «Слава Україні», № I, № 2, «Венец» и в других реплики французско-русского «ампира — классицизма» или украинского барокко? В буйном плагиаторстве конкурсантов умиляют реминисценции колоннады Казанского собора, Александрийского столпа из Петербурга, «колонны Траяна», «Врат Ада» О.Родена и многое еще. Автор, чья работа экспонирована под №20, предлагает соорудить нечто среднее между маяком и минаретом, водрузивши на сие чудо эклектики ангелов, выполненных в стиле барокко. Хорош реализм? Вся эта лихая конструкция установлена на колоннаде. Ее стилистика — функциональный конструктивизм. Ниже каскадами спускаются ступени — место, весьма удобное для просителей милостыни. Художественные галлюцинации авторов проекта № 12 способны загнать любого критика в депрессию. Тут и Врата Храма, и колокола, и фигура Оранты, и нос корабля. Это буйство фантазии фланкируется нагромождением бронзовых масс. В них трудноразличимы фигуры древнерусских богатырей и запорожских казаков. Вместо пластики — сюжетное многословие. Мышление, которому свойственно быть в движении, на ходу заменено опереточными пафосом и безвкусицей. Мысль давно остановилась, заржавела, живы лишь амбиции.
Нежелание напрягать сознание и, преодолевая себя прежнего, выходить на новый уровень мышления очевидно. Чего только стоят имперские претензии в проекте «Сокол» (птичка похожа на Грифа) или воистину беспомощный коллаж проекта «Вера, надежда, любовь». Здесь пектораль предложено увеличить до размеров площади. А подходы к монументу устлать разноцветными гранитами на манер сельских ковриков. О том, во что это все обойдется народу, ни заказчики проектов, ни его исполнители не печалятся.
Зрителю не дают расслабиться. В проекте «Лелека» из жерла вулкана поднимаются три языка — некое подобие змеиных тел. Один из гадов крепко держит лелеку. Что ж, весьма символично.
Хочется ущипнуть себя, чтобы убедиться, что это не дурной сон 50-х годов — времен соцреализма с его фальшью и пристрастием к имперской монументальности. Деспотии всегда предпочитали гигантизм в искусстве. Неужели Киеву угрожает появление очередного «монстра» типа «Дамы с мечом» (в народе — Чурила Пленкович) или «Арки дружбы народов» — в фольклорной интерпретации — «Ручки от Киева»?
Не пора ли группе, лидирующей в конкурсе, расписаться в творческом бессилии и уступить место гению украинской скульптуры Александру Архипенко, который не устарел, хотя именно он — зачинатель скульптурных открытий XX века. Его творчество было запрещено в советской Украине, однако прославлено во всем мире. Один из его проектов мог бы стать символом новой Украины.
Президент, время от времени глядя с телеэкрана на свой народ и скорбно склонив голову, сообщает о его страстном желании бороться с коррупцией, которую так трудно победить. Наш гражданский долг помочь руководителю страны. Этот «экспресс-конкурс» воистину выглядит как группировка, беззастенчивая в отношении общенародного бюджета и претендующая на эстетическое насилие над страной. Проекты — ностальгия авторов по «Ленинскому плану монументальной пропаганды». Контингент творцов никак не расстанется с ролью исполнителей заказов Политбюро, и в верхних эшелонах власти есть для подобных амбиций питательная среда.