UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЕГИПЕТСКИЙ ФАРАОН НА ДНЕПРЕ

В залах Днепропетровского исторического музея имени Д.И.Яворницкого открылась выставка «Сокровища Востока»...

Автор: Владимир Платонов

В залах Днепропетровского исторического музея имени Д.И.Яворницкого открылась выставка «Сокровища Востока». Прежде всего отметим: все экспонаты выставки - из фондов областного музея, со времен революции хранились в запасниках, как чуждое пролетариату искусство.

На планшетах, предваряющих выставку, - документы, фотографии, имена дарителей музею бесценных сокровищ: первого генерал-губернатора А.Я.Фабра; археолога, краеведа помещика

А.Н.Поля; историка дворянина В.Д.Машукова; коллекционеров инженера В.Я.Левенсона и купца П.П.Пронина; профессора Д.И.Яворницкого; знатока древностей, художника Н.Г.Сластиона; наших современников профессора И.И.Крижановской и писателя М.А.Штейна (М.Шатрова).

Просто замечательно, что названы имена меценатов культуры прошлого и настоящего - это великий пример нынешним банкирам и предпринимателям, многие из которых просто не знают, что обозначает слово «меценат».

Днепропетровское собрание египетских древностей не столь обширное и богатое, как киевское, одесское, полтавское, московское, санкт-петербургское, но обладает подлинным шедевром египетской скульптуры конца Нового царства (ХХ династия) - статуей коленопреклоненного фараона, высеченной из серо-зеленого песчаника.

На фараоне нет драгоценных украшений, как на знаменитой маске Тутанхамона, но работа отмечена печатью совершенно особого очарования, присущего искусству древнего Египта. По своему назначению скульптура культовая - это своеобразный двойник умершего, имеющий целью «обеспечить» ему вечную жизнь в загробном царстве. По канонам египетской религии, двойник должен обладать абсолютным сходством с умершим. Искусствоведы отмечают: египетские мастера достигли в этом поразительного совершенства.

- Тонкое лицо фараона обрамлено полосатым платком - клафтом. Фараон изображен юным, почти мальчиком, - комментирует реликвию научный сотрудник исторического музея Галина Шамрай. - Лицо фараона миловидно улыбчиво и, несомненно, индивидуально. Стало быть, перед нами скульптурный портрет и, следовательно, величайшая историко-культурная ценность.

Фараон изображен совершающим возлияния богу Амуну, своему отцу, как и подобает любящему сыну. И костюм, и поза обычны для этого обряда и не нуждаются в оговорках. Частности царского убора также не представляют ничего необычного для того времени. Крупнейшим египтологам Союза Светлане Ходжаш и Олегу Берлеву удалось расшифровать надписи скульптуры, одна из которых гласит: «Владыка Обеих Земель, сын Солнца, владыка воссиеваний, Он, которому дана жизнь, как Солнцу». Надписи совершенно тривиальны и не требуют комментариев, за исключением одной особенности: на скульптуре ученые сумели прочесть титулатуру Рамсеса VI. Памятник был введен в научный оборот и опубликован в журнале «Вестник древней истории, в составе коллекции музея демонстрировался на выставке египетских древностей (Москва, 1991 г.) и привлек внимание крупнейших ученых. В мире известны всего две целиком сохранившиеся статуи Рамсеса VI. Найденные в Фивах, ныне они хранятся в музее Каира. Известно, Рамсес VI вошел в историю Египта как узурпатор памятников, прежде всего своих ближайших предшественников. Всесторонние, углубленные анализы, проведенные учеными и специалистами Днепропетровска, подтвердили: надписи на скульптуре, действительно узурпированы, то есть сбиты прежние и нанесены новые. Стало ясно: это не портрет фараона Рамсеса VI!

Возникает вопрос: кого из царей изобразил египетский мастер? Портреты Рамсеса V, наиболее вероятной жертвы «злодейства» Рамсеса VI, неизвестны. Наш шедевр практически тождественен с каирскими статуями, но их изображения атрибутируются то с Рамсесом IV, то Рамсесом V. Вместе с тем, основные черты и пропорции «днепровского» фараона еще более близки к портрету Рамсеса ІІІ (музей г.Бостона, США). Однозначного мнения об имени фараона, «прописанного» в нашем музее, пока нет.

Неизвестна и история появления этой скульптуры на берегах Днепра. Рассказывает старший научный сотрудник отдела религии Ирина Фоменко:

- Египетские статуи до нашествия Наполеона в Египет попали в Европу из Италии, куда их завезли римские императоры. В 1752 - 1767 годах известный французский коллекционер, археолог, путешественник, антиквар и гравер, почетный любитель Парижской Королевской Академии граф де Кэлюс опубликовал капитальный труд «Собрание египетских, этрусских, греческих, романских и галльских древностей», в котором представил рисунок египетской статуи и копии надписей на ней (см. рис. из книги де Кэлюса. 1762 г.). Даже неспециалисту ясно - именно эта работа хранится у нас. Каким путем этот шедевр, найденный в Фивах, побывавший в Италии и Париже, оказался в городе на Днепре?

На этот счет существует несколько версий. Самые ценные предметы из коллекции графа де Кэлюса попали в Лувр и составляют особую гордость музея мирового значения. Очевидно, де Кэлюс не распознал в статуе царя. Для него это обыкновенный «жрец», совершающий жертвоприношение. Вполне возможно, скульптуру приняли за подделку (известны тысячи фальшивок, в Голландии даже создан Центр документации по фиксации египетских фальшивых памятников) и ее выставили на продажу как не имеющую историко-культурной ценности. Вот тогда египетская фигурка и оказалась в коллекции любителя древностей из губернского города Малороссии. Однако все это версии, а документы, фиксирующие поступления в музей, были уничтожены перед оккупацией города в 1941 году.

* * *

Фигурка фараона оказалась в коллекции А.Н.Поля (ныне исторический музей имени Д.И.Яворницкого), и сегодня памятник мирового значения мы можем увидеть на выставке «Сокровища Востока». Здесь представлены и другие ценные экспонаты: изображения богов египетского пантеона, среди которых выделяется статуя бога Гора (в облике Сокола), чудесный бюст фараона - модель для скульпторов, амулеты-скарабеи, образцы мелкой пластики (камень, дерево, фаянс, бронза). Среди экспонатов погребального культа несомненный интерес представляют египетская мумия (1 тыс. до н. э), канопы (сосуды для сбережения внутренностей умершего), обрядовые фаянсовые амулеты.

выставка не ограничивается показом древностей Египта: здесь можно увидеть великолепный китайский фарфор, буддийские статуэтки, холодное оружие Персии, Японии, Кавказа, женские украшения, индийские шахматы, денежные знаки восточных стран.

Несколько экспонатов передал музею знаменитый путешественник и этнограф полтавчанин Н.Н.Миклухо-Маклай: щиты из черепахового панциря, крокодиловой и слоновой кожи, а также длинные железные копья, привезенные «г.Миклухо-Маклаем из страны Зулусов», - пометил в своих записях

А.Н.Поль, принимая бесценные дары.

выставка «Сокровища Востока» вызвала огромный интерес у горожан и гостей Днепропетровска, но не обошлось и без досадных «сюрпризов». Вскоре после открытия выставки музею отключили отопление -- батареи вышли из строя. Пришлось закрыть выставку на три недели. Батареи заменили, выставка продолжает привлекать зрителей, а сотрудники музея по-прежнему мерзнут в неотапливаемом административном корпусе, который, кстати, строился по проекту музея в Каире. Очевидно, до живых «сокровищ» у администрации города и области очередь еще не дошла... К тому же в музее грянуло сокращение: из 120 сотрудников - треть сокращают...

Культура, как и Восток, оказалась делом весьма «тонким»...