UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЕДИНСТВЕННАЯ

В минувшую субботу в Доме кино его хозяева справляли юбилей. Все было как положено: приветствия от...

Автор: Александр Рутковский

В минувшую субботу в Доме кино его хозяева справляли юбилей. Все было как положено: приветствия от высших официальных лиц, импровизированные концертные номера, очередь желающих сказать добрые слова у микрофона и цветы, цветы... Не было даже слабого намека на казенщину. Напротив, ведущий вечера критик С.Тримбач особо позаботился, чтоб во всем присутствовала изрядная доля доброй шутки и юмора — даже «самого» Иосифа Сталина вовлек в ритуал чествования. Между тем в атмосфере уважения и чуть ли не родственных чувств, центростремительно сходящихся на виновнике круглой даты, отчетливо проглядывало нечто, смахивающее на культовость. Полагаю, культ ЭТОЙ личности нуждается в объяснении.

В Союзе кинематографистов Украины чуть более тысячи человек. Из них по паре сотен приходится на актеров и операторов, по сотне — на режиссеров и критиков с редакторами. Композиторов всего восемь. И по роду кинодеятельности, и по компетенции, и по складу характера Татьяна Тимофеевна Деревянко воистину уникальна. Всегда выше всех союзовских схваток и драчек, как подлинно творческий человек она сосредоточена на своей главной теме, теме всей жизни. Еще совсем девчонкой вкусила не один фунт фронтового лиха — была санитаркой в действующей армии. Потом — журфак КГУ, где однажды оказалась на выступлении Александра Довженко перед студентами. С тех пор и навсегда великий режиссер стал ее кумиром, предопределил ее профессиональный выбор да и всю последующую жизнь. С 1957 года Татьяна Деревянко — основательница и бессменный руководитель единственного в нашей стране киномузея А.П.Довженко, хранительница редкостных архивов и реликвий, связанных с творчеством Мастера и других украинских кинематографистов, на коих заметен отблеск его гения. Не слишком преувеличивая аллегории, можно сказать, что их бессмертие — в ее руках. Немудрено, что многие в знаках ее внимания ищут некие поводы для надежд, залоги не то чтобы на бессмертие, но на сохраненность в киноистории, в ее Музеоне — храме киномуз. За внимание г-жи Деревянко стоит соревноваться, вот откуда, думаю, и ее «культовость», обращенность к ней одной — всех. Однако культ этот радостен и бремя то легко, ибо сама Татьяна Тимофеевна на редкость легкий, добрый, солнечный человек. Кстати, и по внешнему облику тоже. На юбилейном вечере она смотрелась, как парафраз знаменитых довженковских кадров с подсолнухами: над изящной блузкой цвета неба «всходил» милый рыжеволосый лик... Радостна участь подсолнуха — всегда лицом к солнцу. И не по обязанности, а по жизненной необходимости. Для Татьяны Деревянко солнце — Довженко, для очень многих ее коллег — она сама. Впрочем, судя по поздравлениям из России, Италии, Германии, Британии, и там, в европах, взошли ее посевы Довженкова цветка.

Хорошо сказала о себе именинница в финале вечера: «Ничего особо радостного в ...летнем юбилее нет, но я сегодня счастлива. Я вообще никогда не отвыкала от счастья. И большого, и маленького. И во всем находила его возможность...» Редкостный дар. Причем — обращенный настолько же к себе, насколько и к другим. Дорогая Татьяна Тимофеевна, Танечка, вовек сохраните его!