Эдинбург традиционно считается большим театральным городом. Там в рамках Международного фестиваля искусств параллельно проходит и «Фриндж»-фест, где как бы «на обочине» представлено много интереснейших профессиональных и самодеятельных коллективов из разных стран. В этом году мегамарафон в Шотландии проводился в 60-й раз и на нем презентовал свою работу новосозданный украинский пластический театр «NovaRasa» с постановкой «When we were Gods» («Когда мы были Богами»).
Эдинбургский «Фриндж»-фест носит более открытый, неформальный и в чем-то даже более карнавальный характер, нежели основной смотр. «Фриндж»-участники могут позволить себе и нарушать некие каноны-правила, и прибегнуть к очень рискованным экспериментам.
Мозговой центр украинского проекта — Ольга и Александр Данилюки. Ольга закончила режиссерский курс экспериментального театра University of the Arts London, выпускниками которого в свое время были Гальяно, Стелла Маккартни, Макквин. Приехав в Киев и создав театральную компанию, супруги решили сразу же пойти ва-банк, испытав судьбу своего едва рожденного спектакля в Эдинбурге.
— На «Фриндже» такое очень даже возможно — сразу представить мировую премьеру, — рассказывает Ольга. — В основе создания такого театра лежит идея о том, что мы стоим на пороге прихода некой новой «расы» людей... И я хотела бы, чтоб наш театр заинтересовал людей с новыми прогрессивными взглядами. Почему? Потому что в Украине, к сожалению, чаще поощряются в основном коммерческие зрелища. А для того чтобы создать новую культуру, нужны определенные институты…
Молодой коллектив позиционирует себя как театр-микс: итальянские музыканты — профи, актеры — пока еще студенты Эстрадно-циркового училища и Школы боевого гопака.
Чтобы попасть на фестиваль в Эдинбург, чете Данилюков пришлось вложить в проект собственные средства, заработанные еще в Лондоне. Остальную часть бюджетных расходов покрыли друзья-меценаты, молодой коллектив поддержали также генеральный консул Украины в Эдинбурге Богдан Яременко и генеральный консул Британии в Украине Мартин Харис. Это стало для театра своеобразным кредитом доверия. Александр исполнял роль и менеджера, и администратора, Ольга занималась почти всеми творческими вопросами — режиссурой, концепцией действа, костюмами, оформлением сцены.
Эдинбургский театр, в котором наша «NovaRasa» представила премьеру спектакля, называется Venue 41. Это не постоянно действующий театр. Но зрительный зал рассчитан на сто человек. Заполняемость зала на украинском спектакле была примерно 50%. У «Фриндж»-феста есть определенное правило: если в зал приходит даже один человек, то группа все равно играет! «Знаете, некоторые спектакли в Эдинбурге можно смотреть и в полном одиночестве, — приоткрывает завесу «Фринджа» Ольга Данилюк. — Впрочем, у нас половина зала всегда была заполнена. Там вообще все четко спланировано, иначе фестиваль превратится в хаос. Наш спектакль шел в течение 12 дней. Причем в одно и то же время. Лучше, конечно, приезжать на весь фестиваль и выступать там все три недели. Так больше шансов, что тебя заметят критики, промоутеры. Ведь это своеобразная театральная ярмарка».
Во время эдинбургского форума много помещений, зданий адаптируются под театральные нужды — это школы, недействующие старинные церкви с хорошей акустикой. Менеджеры каждого конкретного театра сами решают, какой коллектив они хотели бы пригласить в Эдинбург поработать на время «Фринджа».
— Мы составили свой «промо», где подробно описали проект, — рассказывает Ольга Данилюк. — Также предоставили некоторым театрам видеозапись своего спектакля. И, знаете, сразу получили положительный ответ от нескольких продюсеров. Некоторые большие театральные помещения в Эдинбурге «блокируются» где-то за год до проведения форума. Этот фестиваль построен полностью на коммерческой основе. Так, существует обязательная регистрационная оплата с фиксированной ценой в 300 фунтов. Там все построено на самоокупаемости, но цена на билеты везде приблизительно одинаковая. На наш спектакль она была около девяти фунтов.
Театр «NovaRasa» позиционирует себя как пластический. Но здесь целый «коктейль» — акробатика, пантомима, цирковое и боевые искусства. В общем, использован весь многогранный пластический язык. Присутствует и немного текста. Но он не несет ключевого наполнения. Музыку к спектаклю создают профессиональные итальянские музыканты. Они работают в жанре музыкальной импровизации, комбинируя живую музыку с электронным блоком. Когда спектакль только готовился к «транспортировке» в Эдинбург, Ольга Данилюк пересылала музыкантам в Рим видеозаписи, на которые они и импровизировали свой саунд. «Но у них не очень хорошо получалось, — делится впечатлениями Ольга. — Вот когда мы за неделю до премьеры приехали в Эдинбург, дело сразу же сдвинулось с мертвой точки. Спасибо украинскому клубу в Шотландии, который предоставил нам помещение для репетиций».
Ольга Данилюк родом из Львова. Поэтому она хорошо знакома с украинскими народными традициями. И в основе сюжета ее спектакля «When we were Cods» гуцульский миф о людях, которые жили в старину и по своим возможностям были равны богам. «Мне просто хотелось поэкспериментировать с украинской мифологией. Ведь в ней так много аллегорий на тему физической мощи, которая неразрывна с духовной. Я, например, верю в генетическую память. Возможно, в человеке заложено понимание того, богоравный он или нет. И в каждом из нас существует стремление открывать в себе возможности к духовному росту. Ведь украинская нация парадоксальна сама по себе: она молода, но с очень древней историей. Поэтому в своем спектакле я выбрала метод пазлов, когда разные исторические сюжеты формируют одно целое».
На эдинбургский «Фриндж» приезжают критики со всего мира. Они безжалостны даже к именитым коллективам. Самая высокая оценка здесь — пять звезд. Украинская группа приехала в середине форума, как раз в это время начался фестиваль балета и все рецензенты пластического театра должны были присутствовать именно там. Поэтому «NovaRasa» получил только одно ревю в четыре звезды…
Ольга призналась «ЗН», что в Эдинбурге к ним подходили ребята из Украины и спрашивали: «А где вас можно увидеть в Киеве?» Но пока Данилюки сами не знают, что им делать — ездить дальше по зарубежным фестивалям, поддерживая тем самым как можно больше международных контактов (на форуме ими заинтересовались промоутеры из Англии, Италии, Франции) или же пытаться воплотить свои идеи дома, в Украине. А для этого нужно прежде всего найти театральную площадку, что весьма проблематично.
— Но ведь есть смысл показать спектакль у себя дома… Вообще, после Эдинбургского феста я поняла, что к Украине там очень большой интерес. Но странно, что ни украинских коллективов, ни представителей украинских СМИ нам обнаружить так и не удалось. На «Фриндже» один швейцарский промоутер сказал: «Мне нравится ваша работа, но пока я не смогу продать спектакль на украинском языке, потому что Украина так широко еще не известна». Да, вот Индия всех интригует, Япония увлекает… На эдинбургском фестивале была представлена опера «Мазепа» очень известного немецкого режиссера Петера Штайна. Но она позиционировалась только как часть российской истории — и все! Давно есть дни российской культуры в Канне, в Лондоне, целая Русская зима в Лондоне. Я, кстати, как раз была в это время в Англии и видела афишу, на которой был изображен украинский казак в шароварах…»
На фото: сцена из спектакля «When we were Gods».