UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЕДИН ВО МНОГИХ ЛИЦАХ

В Киеве, в помещении Театра «Колесо» проходил III Международный независимый фестиваль моноспектаклей «Відлуння»...

Автор: Алла Подлужная
Ирина Красилина (Одесса) в спектакле «Ожидание

В Киеве, в помещении Театра «Колесо» проходил III Международный независимый фестиваль моноспектаклей «Відлуння». На нем были представлены спектакли актеров из девяти стран Европы.

Для начала «проверим алгеброй гармонию». В программе фестиваля было двадцать спектаклей. И предстал этот самый «единый» артист в двадцати разных лицах. Интересно обозначить некие обобщающие моменты, анализируя статистику обращений актеров, работающих в моножанре, к темам, которые становятся предметом их творческих исследований. Из этого числа — 6 авторских проектов, 4 — интерпретации классических произведений, 10 обращений к современной драматургии. Следует отметить интерес к японской драматургии: три спектакля японских авторов были представлены на фестивале. Спектакли двух исполнителей были посвящены творчеству А.Вертинского. В рамках фестиваля состоялись две премьеры.

Моноискусство — жанр особенный в театральном пространстве. В него идут актеры, не боящиеся остаться один на один со зрителем, умеющие сделать зрителя своим партнером. Моноспектакль — не такая уж простая вещь для восприятия, это «пища» для театральных гурманов, которые ощущают прелесть самоуглубленного сосредоточения актера, стремящегося в одиночку «сразиться» с целым миром. Проявленное к фестивальным спектаклям зрительское внимание свидетельствует о непрекращающемся интересе к этому камерному виду искусства. Фестивальная программа «Відлуння», насыщенная и разнообразная, убеждает — возможности одного актера на сцене просто безграничны, они поражают множеством сценических приемов, количеством вариантов интерпретаций, огромным спектром тем и их театральных решений.

Театрализованное представление «Украинская свадьба» в исполнении Натальи Бучель (Украина) познакомило с обрядовым фольклором в современном преломлении с использованием пения под гитару, художественного чтения, драматической игры. Клоун и две клоунессы веселили фестивальный народ. Андрей Франко (Украина) в спектакле «Франек, виртуоз уборки» продемонстрировал уникальные находки в жанре иллюзии. Тамила Петрощук («Клоунесса Тамила», Украина), используя жанровую пантомиму, рассказала о судьбе доброго циркового клоуна, с которым случаются различные превращения. Моник Шнидер («Паглиция», Швейцария), показывая чудеса акробатики, соединила трюковые моменты в повествование о судьбе женщины, пройдя этапами от ее рождения до смерти. Аглая Паппас («Молли Блюм», Греция) и Пиотр Кондрат («Свидание с Гамлетом», Польша) окрасили Д.Джойса и В.Шекспира яркими эмоциями современного отношения к классическим сюжетам. Интересен для украинского зрителя спектакль по пьесе Я.Стельмаха в исполнении армянского актера Акопа Казанчяна. Муки творчества не имеют национальности. И перед зрителем предстал армянский писатель, стимулом для творчества которого служат счастливые воспоминания детства, дающие силы для дальнейшей жизни. Огромную роль визуального образного решения сыграла пластика в спектаклях «Пианист» Васила Зафирчева ( Македония), «Еще одна первая брачная ночь» Людмилы Земелько (Украина), «Пионовый фонарь» Александра Панчука (Украина). Моножанр в опере не распространен широко. Актриса Ирина Красилина (Украина) в моноопере «Ожидание» сумела вокалом создать драматическую историю ожидания любви. Вообще, тема любви, ее всевозможных превращений проходила красной нитью во всех спектаклях. И если Андрей Молотков (Россия) рассуждает о ней, попав в бесконечность «Черного квадрата», то герой Владимира Смотрителя (Украина) уродует само понятие любви в наркодраме «Инъекция счастья», а Галина Стефанова (Украина) поэтизирует это высокое чувство в спектакле «Стена», Сергей Федотов (Россия) устами Александра Вертинского просто препарирует это многомерное чувство в ярко-театральном спектакле «Желтое танго».

Участники четырех спектаклей фестиваля стали его дипломантами. Пронзительный рассказ о переживаниях немолодого, замкнутого оценщика в «Кроткой» Ф.Достоевского в исполнении Владимира Шелестова (Беларусь) достигает высот драматизма. Образ создается при минимуме сценических средств, лаконизме сценографии. Как разобраться в случившемся, кого винить?.. Партнером в спектакле Игоря Караса «Контрабас» (Молдова) становится огромный неуклюжий и в то же время элегантный музыкальный инструмент. Герой спектакля, ведя непрекращающийся воображаемый диалог со своим единственным другом-контрабасом, играет историю об одиночестве, глубокой тоске по любви, взаимопониманию. Маленькая комнатушка музыканта кажется загроможденной присутствием контрабаса. Сложная философская поэзия И.Бродского становится удивительно понятной в спектакле «Жизнь есть товар на вынос» Игоря Пеховича (Россия). Яростно бросая в зал, вслед за поэтом, обвинения в излишней благодушности и лености ума, актер выходит на высочайшую ноту эмоциональной правды сценического существования. Виртуозная игра с условностью убеждает зрителя в сущности воображаемого. Больше всего Бродского волновала борьба человека со Временем. Но Время не победить... И актер строками стихов предлагает просто слиться с ним. Сладкая ностальгия витала в атмосфере спектакля «Я сегодня смеюсь над собой» Александра Белозуба (Украина). Появляясь в стилизованном костюме Пьеро с огромными чемоданами в руках, он сразу окунает зрителя в судьбу певца. Вечный странник, без родины, без дома, поющий пилигрим. Голос артиста, пластика, исполнительская манера передавали неуловимое сходство с великим артистом. Сюжетно выстроенная цепь песен создала иллюзию присутствия на настоящем концерте Вертинского и одновременно смогла рассказать о непростой жизни русского шансонье.

Третий фестиваль «Відлуння» — уже история. Взгляд назад — там были разные спектакли, разные подходы к темам, степень таланта и возможности творческой исповедальности. Схожесть была в одном — в желании постичь драматургический материал, исследовать его, понять себя в нем, поведать об этом зрителю. Фестивали проводятся для того, чтобы люди передали друг другу флюиды энергии. Актеру чрезвычайно важно, чтобы его знали, видели его работу. Помните, даже ничтожному Петру Ивановичу Бобчинскому из гоголевского «Ревизора» было просто необходимо, чтобы кто-то знал, что живет он где-то, в таком-то городе. Фестиваль «Відлуння» дал возможность узнать и об актере Петре Миронове, поведавшем в своем спектакле «Ревизор, или 20 лет спустя» об этом смешном Бобчинском и обо всех других актерах — участниках фестиваля.