Скрипач с мировым именем, американец Джошуа Белл неожиданно посетил Киев. И триумфально выступил в Национальной филармонии Украины в сопровождении New Era Orchestra (дирижер Татьяна Калиниченко).
Ажиотаж вызвал не только приезд маэстро и его блестящее исполнение музыки Петра Чайковского, но еще и уникальная скрипка Страдивари, на которой музыкант играет. Специалисты оценивают этот инструмент с 300-летней историей в 10 млн долл. Специально для ZN.UA Джошуа Белл вспомнил свою первую встречу со скрипкой Страдивари.
- Помните тот момент, когда впервые прикоснулись к легендарному инструменту - какие ощущения?
- Невероятные! Впервые прикоснулся к скрипке Страдивари на уроках моего учителя Джозефа Гингольда. Он родился в 1909 году в этой части мира, в Российской империи, в Брест-Литовске. Я пришел к нему, когда мне было 12 лет. У учителя и была та самая скрипка.
На уроке он дал мне ее подержать в руках только пять минут. И сказал: "Ну, попробуй…"
Когда я впервые играл на скрипке Страдивари, то ощутил ее необычайное звучание, эти особые обертоны. Это было словно ток по телу! Конечно, я тогда подумал, что когда-нибудь хотелось бы иметь и свою такую скрипку…
И вот теперь у меня действительно один из лучших музыкальных инструментов в мире.
- Вы впервые в Украине. Собственно, это ваш первый опыт сотрудничества с украинскими музыкантами - оркестром New Era Orchestra.
- Прежде всего, мне понравилось чрезвычайно позитивное отношение украинцев - к музыке, ко мне лично. У вас прекрасные музыканты. Уровень каждого - солидный, высокий.
Вообще, когда ехал - не знал, чего ждать…
Знаете, с менеджерами иногда сложно уладить те или другие дела. Были попытки и раньше договориться о концерте в Украине. Но встреча двух музыкантов - американца и украинки Татьяны Калиниченко - все решила.
Мне приятно, что Татьяна специально приехала в Швейцарию, чтобы встретиться со мной лично. Как я мог отказать женщине?
- Прежде чем согласиться на поездку в Украину, вы, конечно, интересовались событиями в нашей стране? Событиями, к сожалению, не всегда радостными.
- У меня много друзей-украинцев и в Нью-Йорке, и в Лос-Анджелесе. Когда я им рассказывал, что был в Москве или Санкт-Петербурге, они спрашивали: "А почему не у нас? Ты обязательно должен посетить Украину!" Теперь с радостью буду рассказывать украинским друзьям за океаном, что был у них на родине.
- У вас много престижных наград, в частности Grammy. Какая из наград для вас самая важная?
- В музыке все награды - дело вторичное. Возможно даже не вторичное, а еще менее важное... Настоящая награда для музыканта и для меня лично - ощущение удовольствия от пребывания на сцене.
Мне не нужны какие-то статуэтки. Есть музыка - величайшее достижение человечества. Классика. Одно из лучших откровений, на которое сподобился человек за всю историю! Как, например, музыка Чайковского.
- Вы упомянули Чайковского. Какие еще композиторы вас вдохновляют?
- Бах. Мой последний CD - его музыка. Даже когда утром тренируюсь, то обязательно начинаю с музыки Баха. Его мир - самый идеальный. Он, наверное, величайший гений всех времен. Бетховен, Шуберт, Шуман, Брамс, Чайковский, Прокофьев - все они мне очень нравятся.
- Ваши родители - психологи. Психология как-то повлияла на вашу музыку, на исполнительское мастерство, на способ диалога с аудиторией?
- Да, мой отец психолог. Мама тоже в какой-то степени психолог. Безусловно, все это оказало большое влияние… В моей работе важно понимать людей. Особенно во время работы с оркестром, когда надо чувствовать музыкантов, дирижеров. Надо знать, как с ними говорить: не слишком настаивая и вместе с тем оставаясь сильным и уверенным скрипачом.
Все это - психология.
Кроме того, иногда приходится играть в условиях чрезвычайного нервного напряжения. Тогда надо понять, как успокоиться. Отец очень помог мне в этом.
- Вы признались, что едите украинский борщ перед концертом… Впервые попробовали это блюдо именно в Украине?
- Да, только недавно. Очень вкусное, теплое и успокаивающее блюдо. Идеальное перед концертом. Думаю, в Украине оно самое вкусное?