UA / RU
Поддержать ZN.ua

ДЖАЗОВОЕ ХУТОРЯНСТВО

В конце марта в Одессе и его городе-спутнике Южном прошел уже VII, постепенно эволюционировавший от скромного городского до международного состязания детский джазовый фестиваль памяти Л.Утесова...

Автор: Ольга Кизлова

В конце марта в Одессе и его городе-спутнике Южном прошел уже VII, постепенно эволюционировавший от скромного городского до международного состязания детский джазовый фестиваль памяти Л.Утесова. Форум выдался славный. Гостями стали Белоруссия (Бобруйск, Могилев ), Молдова ( Кишинев, Унгены ), Туркмения (Чарджоу) и Россия (С.-Петербург, Москва, Ростов-на Дону, пос. Нурма Ленинградской области, Сургут, Владимир, столица Северной Осетии-Алании Владикавказ).Украину представили Одесса, Южный, Измаил, Кривой Рог, Херсон, Скадовск, Киев, Севастополь, Донецк. В соревнованиях участвовало 270 детей плюс учителя, тоже соперничавшие друг с другом из-за своих учеников, волновались родители. Размах был фестивальным, однако на самом деле в его рамках состоялся конкурс. Уровень конкурсантов в обеих возрастных категориях — от 8 до 14 и от 14 до 18 лет был очень высок и представлялся в номинациях «джазовый вокал», «солисты-инструменталисты», «небольшие инструментальные составы» и «биг-бэнды».

«Запевали» в этом состязании москвичи и ростовчане. Гран-при совершенно справедливо был присужден пятнадцатилетнему Алексею Чернакову, абсолютно зрелому сформировавшемуся пианисту, блестяще мыслящему, совершенно раскованному и одновременно высокоинтеллигентному в каждом звуке и движении музыканту. Уже сегодня его можно назвать профессионалом. Авторская школа его педагога Петра Петрухина (Москва, ДМШ №28) построена на воспитании ладово-гармонического и ритмического мышления детей. Он сначала усаживает ребенка за барабаны, а, как известно, ритм, вместе с высотой — второй главный компонент музыки, в частности джаза. Одновременно Петрухин дает ребенку понимание созвучий. Сложные в изложении других педагогов понятия его ученики усваивают в процессе игры, что делает их контакт с музыкой легким и притягательным. Ребенок, вкусивший прелесть такого урока, привязывается к музыке навечно. Педагог сам определяет, на каком инструменте продолжать обучение: фортепиано, саксофоне, ударных инструментах, гитаре или заниматься с учеником джазовым вокалом. Все «петрухинцы», кроме игры на основном инструменте, отлично импровизируют голосом и владеют фортепиано. Нередко к педагогу приводят так называемых отказников — детей, не сумевших приспособиться к «нормальным», традиционным учителям. В класс Петрухина в Москве стоит многолетняя очередь. Это скромный, верующий, благородный человек, и учиться у него — счастье.

Ударно выглядела знаменитая ростовская назаретовская джазовая школа. Ким Назаретов был известным джазменом и выдающимся педагогом ХХ века, энтузиастом джазового образования в СССР. В Ростове он оставил стройную комплексную джазовую педагогическую систему: ДМШ — училище — консерватория, где ребят сегодня обучают назаретовские творческие «дети» и «внуки». Они хранят и развивают все джазовые стили от традиционного до модерна. Их дети, как и москвичи, не только играют, но и мыслят в джазе. Команда Ростова была многочисленной и увезла основную часть призов в большинстве номинаций.

Эту же школу представляли юные джазмены поселка Нурма Ленинградской области, которых учит ростовская выпускница Клементина Синеглазова. Ее квинтет Jazz-kids составляют 11—12- летние мастера, совершенно свободно ощущающие себя в пространстве своей музыки, творящие свое волшебное искусство. Вокальным квартетом студенток Владикавказского музучилища «Фортуна-Алания», занявшим первое место, тоже руководят бывшие консерваторцы-ростовчане Николай и Елена Кабоевы. В отличие от большинства участников, коллектив имел выраженную этническую ориентацию, органично наносившую осетинский колорит на джазовую основу. Всех потряс биг-бэнд «Норд» из Сургута. 25 детишек в возрасте от 10 до 16 лет в сопровождении их руководителя саксофониста Игоря Голофеева, совсем молодого, но весьма грамотного и профессионального, по-настоящему увлеченного своим делом музыканта пересекли многотысячекилометровое пространство поездом, чтобы, как говорится, на людей посмотреть и себя показать. Ростовчане и сургутские дети играли на великолепных инструментах, предоставленных им их школами. Кстати, стоимость обучения в ростовской джазовой школе соизмерима с нашей: примерно восемь долларов в месяц.

Приятно выделить успех квартета из Унген, играющего авторский фанк-фьюжн. В современном стиле совершенно потрясающе играли и ростовчане: саксафонисты, маленькая тромбонистка, ансамбли. Поразил всех 14-летний пианист Елисей Лисун, владеющий инструментом с головоломным техническим совершенством, легко исполнивший сложнейшие композиции Оскара Питерсона, М. Камило, очень богато, с полным свингом и драйвом. В зале атмосфера достигала тысячи градусов!

Чем же ответили хозяева? Наши дети остановились на свинге. В инструментальном жанре дело было на уровне исключительно выученных по нотам «джазовых» пьес. Более поздние стили пока не доступны, в первую очередь учителям. Ни для кого не тайна, что до модерна и авангарда нам очень далеко. Они требуют образованности, каковой наши джазовые учителя не могут блеснуть. Необходимо и начальное образование, которого как единой системы у нас нет, хотя только в Киеве около 50 ДМШ, есть и «чисто джазовые». Во многих из них пытаются учить джазу, впрочем, исключительно методом проб и ошибок. Есть факультет в училище Глиэра, ну и что? Как известно, очаг культурного явления — это не всегда столица. Например, центром литовского театра много лет назад стал маленький Паневежис. Источником, из которого заструился ручей украинского детского джаза, является Кривой Рог, толчок его возникновению дала личность дирижера и педагога Александра Гебеля. Сегодня он возделывает ниву немецкого детского джаза, но его дело в Украине продолжается. Гебеля сменили сначала Виктор Басюк, сейчас «повысившийся» в Киев, а затем Олег Грузин.

Нельзя сказать, что до Гебеля в Украине совсем не существовало детского джаза. Однако гебелевский энтузиазм и мастерство придали ему настоящий импульс. И поэтому, когда в конкурсе биг-бэндов состязались шесть команд, основное соперничество развернулось между четырьмя украинскими. Все они были признаны лучшими: «Сурма» из Скадовска (руководитель Валерий Билошапко), киевская Little Band Academia заслуженного деятеля искусств Украины Виктора Басюка, бывший гебелевский из криворожской ДМШ №10 и биг-бэнд младших курсов Херсонского музыкального училища под управлением Анатолия Шумейко. Прекрасно сыграл херсонский диксиленд Семена Рывкина. Прилично выглядели украинские вокалистки из Одессы, Киева, Донецка, Херсона, Кривого Рога. Победили 11-летняя Наташа Оцабрик из Одессы, показавшая интересную и качественную свинговую программу и ее ростовская соперница Алина Енгибарян. Серьезным оппонентом им стала 17-летняя москвичка Маргарита Петрова, занявшая второе место, поющая в разных манерах, прекрасно владеющая техникой скэта, вместе со своим партнером Алексеем Чернаковым создающая свое этно-фанковое искусство на глазах завороженной публики. Очень профессиональное и зрелое выступление 17-летней студентки Донецкого музучилища Валерии Калужской, работающей в авангардном театрализованном стиле панк-джаза, просто не было замечено жюри.

В общем, послушать было что, качество фестиваля сложилось. Жаль только, что нельзя говорить ни о единой украинской школе, ни даже о команде, подобной ростовской, представленной членами жюри, большим количеством солистов, ансамблями, группой аккомпанирующих взрослых мастеров, концертмейстерами, педагогами, родителями. Их участие в данном форуме уже традиционно, и они во многом сами формируют его уровень. К сожалению, этого нельзя сказать о наших участниках. Особенно малочисленной и неорганизованной была столичная команда, а чудесная Юля Головань, победительница «Славянского базарчика» в Витебске, даже не имела фонограммы одной из своих двух песен, не то что сопровождающего ансамбля или хотя бы аккомпаниатора. Это отметило даже жюри. Как всегда, нас подводит наше хуторянство, безразличие и лень... А жаль, ведь не столько за державу, сколько за наших детей обидно!