UA / RU
Поддержать ZN.ua

Джаз в Коктебеле

C 15 по 18 июля джазовой столицей Украины стал маленький крымский Коктебель, и вовсе не случайно. Зде...

Автор: Ольга Кизлова

C 15 по 18 июля джазовой столицей Украины стал маленький крымский Коктебель, и вовсе не случайно. Здесь жил и создал светлую атмосферу свободы и творчества неформальный идеолог современного глобализма, поэт Серебряного века Максимилиан Волошин. Только в 1928 году под крышей его киммерийского дома перебывало чуть ли не шестьсот гостей. С тех пор вид с террасы почти не изменился, пожалуй, на рояле часто играют другую музыку, а кроме пляжа появилась городская площадь. В прошлом году был основан ежегодный джазовый фестиваль, приуроченный к столетнему юбилею Дома Волошина. Нынче во второй раз на протяжении четырехдневного марафона на смонтированную под волошинскими окнами сцену поднимались украинские, российские, польские, латышские коллективы, гости из США и Великобритании. Атмосфера радостного веселья возникла с первым звуком и не покинула фестиваль до последней минуты. Иногда напряжение музыкальной и «конферансной» драматургии несколько спадало, но в целом праздник, а пляжный фестиваль должен проходить в обстановке безмятежного подъема, удался на славу.

В концертах участвовали артисты разного возраста: от совсем юных, только что выпустившихся глиэровцев из City Jazz, до отнюдь не юного, но еще очень и очень английского тенор-саксофониста Джорджа Хаслама - хорошо известного киевлянам опытного и уверенного мастера. Как и они, участниками коктебельского марафона во второй раз были, и, очевидно, будут теперь постоянно, Киев АРТ Ансамбль (руководитель- артдиректор фестиваля пианист Владимир Соляник) и группа Натальи Лебедевой Night Groove. Все эти артисты - крепкие музыканты, хорошие друзья. Один из опытнейших участников фестиваля - гитарист, народный артист Украины Виктор Петренко, который исполнил несколько пьес в стиле фламенко. Очень профессионально прозвучал играющий добрый старый традиционный джаз квартет «Дніпро». Несколько пригрузили этно-латыши из «Патины», музыка которых очень ярко народная, поетична и притягательна, но, пардон, не в течение полутора часов. Отлично восприняла публика оба биг-бэнда: Крымского МВД и Черноморского флота России. Понравились ей и ростовчане из Dixie Friends. Любопытным дополнением музыкальной программы стали две арт-инсталляции Геннадия Гутгарца: раскрашивание двух пышненьких голеньких барышень красками и вываливание их после этого телами по холсту. Все под девизом «Больше джаза в Коктебеле». Поставленная задача потребовала музыкального сопровождения, выполненного джаз-группой под руководством гитариста Владимира Молоткова. Традиционно хорошо приняла публика талантливого и милейшего Энвера Измайлова - заслуженного артиста Украины, патриарха крымскотатарского джаза и его группу «Минарет». Скромно, но, скорее, в силу невыверенного техобеспечения, прозвучали музыканты симферопольского трио «Мелос». В проекте участвовали и весьма оригинальные и свежие силы.

Музыкальным лидером первого дня стал польский квартет Томаша Шукальского. Звуковое наполнение, мысль, интонационно-информационный объем ритмомелодического пространства, сильные драйв-грув, «серьезная» ладогармоническая база и идеальный супертембр, ровный и глубокий во всем диапазоне ярко вспыхнули в первых сыгранных композициях. Его коллеги: пианист Артур Дудкевич, басист Даниель Бел и ударник Кшиштоф Дзедзич - отличные солисты и ансамблисты-аккомпаниаторы, особенно выделяется мастерство Дудкевича. Энергетика сохранилась и в третьей пьесе, балладе, что удалось на протяжении феста не многим. Правда, в следующей композиции играть стали проще, однако больше «валить», то есть играть громче и напористее, кое-где вворачивая колтрейновскую модальность.

Очень интересным было выступление московского волынщика Владимира Лазерсона и группы «Волки и Овцы». Кельтские интонации в сочетании с аутентичной русской песней дали глубокий, неожиданный и, как оказалось, долгожданный, заложенный в нашем подсознании результат: повеяло свежим духом народного искусства. И эта музыка произвела одинаково благоприятное впечатление и на искушенного критика, и на невинно забредшего на фест пляжника. Это не джаз, но всякая народная музыка суть импровизация, поэтому ее присутствие на джазовом фесте очень органично. В России очень мало музыки, продолжающей традиции Дмитрия Покровского - зачинателя национального направления русского джаза. То же мы можем сказать и о себе. Кроме этноджаза Энвера Измайлова, стиля world music группы Er. J. Orcestra и неподражаемых ManSound’овцев, у нас джаза с украинским оттенком нет. И будем надеяться на их участие в будущих «Джаз-Коктебелях».

Отлично выглядело польское трио аккордеонистов. Молодые выпускники Краковской высшей музыкальной школы джазу специально не учились. Motion Trio играло в Киеве весной, и тогда, и в Коктебеле, музыканты были по-настоящему виртуозны. Кроме того, у них огромный слуховой запас - от народной до авангардной музыки, блестящее академическое образование. Играют все - от рока до модерна, являются обладателями Гран-при в номинации камерной музыки 4-го конкурса Кшиштофа Пендерецкого и удивляют слушателей разноплановыми композициями, наполненными групповыми и сольными импровизациями. Публика ревела!

Хедлайнером Коктебеля-2004 стал саксофонист Игорь Бутман и его квартет. Бутман - фигура культовая. Воспитанник российской джазовой исполнительской школы, сделавший бешеную карьеру не только у нас, но и за морями, - явление исключительное. Он играл с Д.Брубеком, Ч.Кориа, Пэтом Мэтини и чуть не со всеми, с кем играть хорошо, престижно, классно! Именно его сначала Ельцин, а потом Путин «выставили» за Россию перед известным знатоком джазового саксофона Биллом Клинтоном, и он не подвел, как говорится... Он - известный шоумен, человек, отлично ориентирующийся в джазовом бизнесе и, главное - блестящий музыкант. В Коктебеле подурачился, играя импровизации на темы из мультфильмов, да и смешно было бы выдавать филармонический авангард на пляже. Однако качество звука, динамический размах и темперамент, феноменальная орнаментика, огромное, нередко «непрерывное» дыхание мэтра, плюс высочайший уровень его партнеров - суперкоординация барабанщика Эдуарда Зизака, звукоизвлечение, мелкая техника и гармоническая фантазия пианиста Антона Баронина, а также ровный глубокий тембр контрабаса Виталия Соломонова, - составные успеха их фестивального выступления.