UA / RU
Поддержать ZN.ua

Джаз против попсы — битва титанов

Внимательный читатель и слушатель, очевидно, заметил, что последнее время в Украине наблюдается эдакий джазовый бум. Интересно, с чего бы это?

Автор: Ольга Кизлова

Внимательный читатель и слушатель, очевидно, заметил, что последнее время в Украине наблюдается эдакий джазовый бум. Фестивали следуют один за другим. И места их дислокации зачастую самые престижные: Львов, Одесса, Коктебель, естественно, Киев. Те немногочисленные представители СМИ, которые узкопрофильно отслеживают «весь этот джаз» в нашей стране, порою просто не поспевают на джазовые форумы… А таковых, кстати, у нас можно насчитать четыре десятка! Тут и некоторые воскресшие из небытия, и совсем новые (такие как львовский, поддержанный Михаилом Фридманом). Интересно, с чего бы это? Возможно, просто сказалась усталость слушателя от фанерной попсы, которой заполнены практически все радио и ТВ-эфиры?

…Помню, как в советском детстве хотелось слушать музыку «не ту», что крутили по радио, а другую - неизвестную, «не нашу». Искала в эфире и радовалась редкой югославской или польской песне в «Мелодиях и ритмах зарубежной эстрады», на «Маяке» и теле-кабачке «13 Стульев».

В юности сумасшедшей радостью «оттуда» стали с трудом раздобытые записи Beatles и ночная программа Уиллиса Коновера The Voice of America Jazz Hour. Она транслировалась «вражьими голосами» на Восточную Европу, и ее заставка - начало Take The A Train Билли Стрейхорна-Дюка Эллингтона - настраивала на энергичный, радостный лад, говорила: где-то очень далеко есть другой мир, и там - иная, не похожая на нашу жизнь.

Бодрая приветливость слышалась в оживленном голосе Коновера, произносившем не всегда понятные вещи, затем звучала энергичная и светлая музыка.

Этот джазовый радиочас без разговоров о политике возник после посещения СССР в 1954-м Эллингтоном. Он стал мощнейшим оружием в холодной войне между западной и коммунистической идеологиями и образами жизни.

Официально джаз в СССР никто не запрещал, но и особой поддержки никто не оказывал. Джаз прозябал где-то на задворках советской музыкальной жизни, преодолевая тихое сопротивление официоза. Тем не менее, американский джаз был известен, его любили, а советский тихонько развивался по его образу и подобию…

…Сегодня у нас нет запретов. Можем поставить «тарелку» и вкушать продукцию сотен телеканалов (в том числе, западных!). Но поскольку это доступно немногим, большая часть наших граждан за годы, прошедшие после формального расставания с совком, к сожалению, очень быстро получила обратную сторону медали наступившей «культурной свободы».

Украинские деловары от кино, телевидения и музыки набросились на дешевую западную продукцию. А что касается массовой музыки, то захламленность постсоветских концертных залов, радиоэфиров и экранов некачествнеными «продуктами жизнедеятельности» украинских, российских, а нередко и западных поп-умельцев, привела к закономерному результату: упорное и системное музыкальное оглупление масс вызвало естественное отторжение. Нуждающиеся в музыке слушатели устали от навязываемого популярного вторсырья и не принимают звуковой жвачки, втюхиваемой на протяжении двух десятилетий упорной «борьбы за рейтинг». Сегодня фанерное пение не разочаровало лишь самых твердолобых и примитивных своих поклонников.

Процесс пошел… Началось отторжение деятельности большинства FM-станций и музыкальных телепрограмм, буквально насильно пичкающих нас жесткой попсой. Впрочем, думающие сограждане никогда особо не поддавались подобному «музону». Все больше слушателей, какое-то время остававшихся во власти музыкальных шулеров, сознают, что их надувают. Этому способствует современная открытость информационного поля. Возможность набрать страничку Youtub’а и послушать все, чего душа желает, сокращает количество наших музыкальных недорослей.

Потребность украинцев в подлинной духовной пище - литературе, театре, кино, музыке - осознается лучшими украинскими продюсерами.

Причастные к музыкальному бизнесу соотечественники, знающие качественную западную музыку, все больше расширяют деятельность на отечественном музыкальном рынке… В данном случае я говорю о возникших и возродившихся из прошлого наших джазовых фестивалях. Крупнейшие из них - Jazz In Kiev, Jazz Koktebel, новый львовский Alfa Jazz Fest и старые Jazz Bez и «Флюгеры Львова», харьковский Za Jazz Fest, насчитывающий одиннадцать лет фестиваль в Одессе.

Немного скромнее форумы в Виннице, киевские «Єдність», Vocal Zonе. И совсем небольшие, порой не имеющие возможности пригласить иностранных участников, обходящиеся в основном украинскими джазовыми исполнителями кременчугский, бердянский, черновицкий, луцкий, черкасский, черниговский, сумской, запорожский.

Можно продолжить и назвать еще, в том числе, детские. Их достаточно, учитывая, что, как правило, их организаторы обходятся без поддержки государства, собственными силами, в лучшем случае имея небольшую спонсорскую помощь. Это обычно печатная продукция, проживание артистов в гостиницах или на территории посольств, перелеты, транспорт и др. «практические субсидии».

Некоторые фестивали возникают и исчезают, вновь возрождаются из пепла, другие - быстро встают на ноги. Как это произошло с Jazz In Kiev, Jazz Koktebel, Alfa Jazz Fest. Казалось бы, понятное дело, «бытие определяет сознание», финансирование - залог удачи культурного проекта. Ан, нет. Успех деятельности продюсерского агентства Jazz In Kiev опровергает уверенность материалистов, доказывая, что сознание первично, а материя вторична.

Все, что делает агентство, руководимое Алексеем Коганом, тщательно продумывается и интеллигентно выглядит. Команда Когана несет высокую культуру тем, кто вкушает плоды их трудов, будь то большой фестиваль, отдельный концерт, фотовыставка, демонстрация кинофильма, детский музыкальный утренник.

Конечно, деятельность агентства опирается на наиболее востребованные, массовые стили джаза и околоджазовой музыки, его поп-жанровые проявления; джазовый авангард у нас почти неизвестен - ни западный, ни очень скромный, наш.

Все познается в сравнении. Отмечу, что фестивалей серьезной музыки у нас в стране проходит в несколько раз меньше - академическая музыка практически исчезла с экранов и из радиоэфиров. Ее никто не пропагандирует, очень «точечно» поддерживает государство, спонсоры бывают раз в сто лет, и то, в основном, из России. Но и эти намерения - благо, если они дают нам возможность иногда послушать оркестры Гергиева и Спивакова… Сегодня у нас джаз достаточно востребован по сравнению с классической музыкой и серьезным авангардом, с которым он все более смыкается.

Впрочем, по сравнению с крошечной Литвой, где джазовых фестивалей тоже почти десяток, или небольшой Финляндией, где их столько же, как у нас, наши цифры выглядят скромно. И в России джазовых фестивалей проходит примерно вдвое больше, чем у нас. Однако с учетом количества населения и размера территорий наших стран, сравнение, безусловно, в пользу Украины.

Справедливости ради скажу, что такое преимущество наши любители джаза получили только в годы независимости. Поскольку руководители советской Украины в своем стремлении быть «святее папы римского» не просто не поощряли джаз, а ухитрялись перещеголять всесоюзных коллег. Этот вид музыки у нас существовал в основном в статусе андеграунда либо контролировался идеологическими отделами обкомов комсомола, как это было на фестивалях в Донецке, Кривом Роге…

Продюсер фестиваля в Каунасе Йонас Ючас говорил лет пять назад, что открытая часть бюджета его детища составляла 200 тысяч евро. Столько же было скрыто за бартером - рекламой, телевидением и т.д. Наша маленькая «Єдність» ухитряется обойтись 100-150 тыс. грн. Но масштабы бывают разные: вспомним июньский Львов. Разве был бы столь очевиден успех первого же Alfa Jazz Fest’а, не будь у него мощного спонсора в лице Михаила Фридмана?

Трудно ответить однозначно, поскольку очень важна и роль киевского пропагандиста джаза А.Когана, поднаторевшего в организации джазовых проектов на протяжении последних 15-20 лет. Он не только провел львиную долю пятнадцати концертов этого опенэйра, но и совместно с командой единомышленников участвовал в предварительном формировании состава участников. Не последнее место в успешной договоренности с западными звездами уровня Эла Джарро и Хэрби Хенкока, побывавших на Jazz In Kiev’e, или Уинтона Марсалиса, игравшего летом во Львове, заняло доверие к Когану многих западных исполнителей. «Священные коровы» западного джаза, многократные лауреаты Grammy приезжали к нам по его приглашению и остались довольны от пребывания в нашей стране - от подготовленной, грамотной публики до организации бытовых условий и гонораров. Не за горами Четвертый Jazz In Kiev, который в последние октябрьские вечера вновь распахнет двери старого МЦКИ. И послушать будет что, не сомневайтесь…

Не последнюю роль в расширении украинской джазовой аудитории играет американское посольство. Его сотрудники привозят и «прокатывают» по нашей стране отличные проекты, высококачественный живой американский джаз. Много лет Украина дружит на этом поприще с Польшей - безусловным лидером европейского джаза и джазового образования. Стало традицией проведение мастер-классов западных артистов в рамках их концертных туров, и не только в Киеве. Справедливости ради надо сказать, что некоторые (иногда) имеют мало познавательной или практической пользы. Это зависит от педагогических навыков музыканта, дающего мастер-класс. Хотя советы приезжих западных умельцев мы слушаем чаще всего, открыв рот. И они того стоят. С восхищением вспоминаю лекции-концерты экс-одессита, американского пианиста, молодого преподавателя знаменитой кузницы джазовых кадров - школы Беркли в Бостоне - Вадима Неселовского. Музыкант потрясающе владеет инструментом. У него большой композиторский дар, он великолепно знает кухню джазового образования. Вадим имеет несомненный педагогический талант: умеет объяснить свою мысль, укрепить ее игрой на инструменте, растолковать «кухню» своего мастерства, вывести закономерности. В отличие от нашей джазовой профессуры, он играет в самых современных стилях. И делится всем этим со своими слушателями сполна.

При том, что успехи нашего джазового образования пока скромны, сдвиги пошли. В России безусловным лидером, патриархом джазового образования является профессор Гнесинки пианист Игорь Бриль. У нас, к сожалению, фигуры подобного масштаба нет. Думаю, причина в лени одних и исконном кумовстве других, стоящем на пути крупных личностей. Поэтому, как всегда, ждем перемен…