UA / RU
Поддержать ZN.ua

Джаз – на показ. Львов озвучили мелодии и ритмы Jazz Bez

Во Львове, как и прежде, по проспекту Свободы в экипажах, запряженных украшенными плюмажем лошадьм...

Автор: Ольга Кизлова

Во Львове, как и прежде, по проспекту Свободы в экипажах, запряженных украшенными плюмажем лошадьми, по выходным катаются влюбленные и молодые родители с детками, в бесконечных уютных кафе горожане пьют филижанками много особенно душистого кофе. А в оперном в эти дни проходят гастроли Большого театра Варшавы, который привез премьерного «Севильского цирюльника» с Кшиштофом Пендерецким за пультом. И везде — разноголосица языков и наречий. В такой атмосфере под вечный тихий дождик то ли поздней осенью, то ли ранней зимой во Львове проходит джазовый фестиваль Jazz Bez…, уж седьмой по счету.

По традиции Львов собирает любителей джаза под сводами филармонии, в театре Марии Заньковецкой и знаменитом арт-клубе «Лялька», занимающем подвал кукольного театра. Как и в прошлом году, участники фестиваля, а это артисты в основном украинские и польские, работали, как «карусель» во время выборов (не к ночи будь помянута), по очереди объезжая сцены пяти городов — украинских Львова, Ривного и Тернополя и польских Сянока и Перемышля. И над всей этой непростой затеей (только во Львове фестиваль шел целых восемь дней, и заняты в нем были восемнадцать коллективов — от трио до биг-бэндов) совершенно непоколебимо-спокойно возвышалась могучая фигура Маркияна Иващишина. Не только эпатажного поэта и главы постоянной депутатской комиссии по культуре Львовского горсовета, но и знатока джаза, директора творческого объединения «Дзига», организатора и вдохновителя музыкально-разноплеменной круговерти. Среди участников фестиваля назову украинцев: трио донецкого трубача Валерия Колесникова, севастопольский квартет Fusion Orchestra, львовские группы BekBekson «Rorayana», Lomagos Band, оркестр Vito, Dzyga Jazz Quartet, Dzyga Imagen Quintet, Big Band Львовской музыкальной академии, тернопольские «Джазова Фіра» и «Д-Край» и Art Time из Клевани. Польский отряд был менее многочисленным: трио вибрафониста Кароля Шимановського (полного тезки великого композитора), квартет Петра Барона (тенор-саксофониста, который не раз играл в Киеве) и авангардный квартет саксофониста-бас-кларнетиста Миколая Тшаски (он приехал в компании с американским пианистом Ноем Роузеном и датчанами басистом Петером Фризом Нельсоном и барабанщиком Петером Оле Йоргенсеном). Интернациональный квинтет Five Spots состоял из литовца Пятраса Вишняускаса (сопрано-саксофон), Клауса Кугеля из Германии (известнейший европейский барабанщик и перкуссионист) и американской пианистки Роберты Пикет, дополненных львовскими тенор-саксофонистом и кларнетистом Юрием Яремчуком и контрабасистом Марком Токарем. В составе группы из Великобритании Julian Thomas&Friends приехали вокалист Джулиан Томас, манера которого, говорят, в свое время очень повлияла на Стинга. Его сопровождали пианист Гленн Хьюз, луцкий трубач Олег Баковский и контрабасист Стив Натлер.

Знаковой фигурой седьмого фестиваля стал знаменитый 80-летний американский альт-саксофонист Ли Кониц, игравший в сопровождении отличного польского трио. Их концерт был одним из главных в программе. Правда, я его не слышала, приехав лишь на ностальгическое последние три дня фестиваля.

Было что-то милое и, когда на сцену «Ляльки» поднялся львовский Dzyga Jazz Quartet. В составе группы четверо навеки преданных джазу музыкантов: трубач Владимр Кит, тенор-саксофонист Валентин Учанин, клавишник Аркадий Орехов и барабанщик Андрей Надольский. Играют по-молодому свежо, имеют собственное лицо, стиль. Почти все, что исполнили — авторские композиции Орехова. В них и отзвуки джаз-роковой молодости, и крепкая украинская этнооснова, и оттенки модальности. Есть и восточный колорит, и легкая латинизация, а в общем — добротный авторский мейнстрим. Всем, кто вышел на сцену, было что сказать слушателям, воспринимавшим артистов с почтительным благоговением. После концерта за кулисы «Ляльки» с криками «гениально!» прибежал молодой польский импресарио, предложивший Dzyga Jazz Quartet’у выступить в его клубе.

Следующим в программе было трио Колесникова. Прикалывались, ерничали. После львовян выглядели бледно.

Во второй вечер в театре Заньковецкой работал квинтет Five Spots. Музыканты тяготеют к авангарду. Пришедшая сыгранность (украинскую их часть я слышала впервые около двух лет назад) и очень опытные партнеры Кугель и Вишняускас сдалали свое облагораживающее дело: выглядит команда интересно, слушается без скуки, композиции запоминаются, хотя был момент легкой неувязки, когда публика приняла наступившую паузу за окончание композиции и зааплодировала. Правда, американка для меня прозвучала впервые, и не могу сказать, что особо поразила фантазией, звуком или техникой. Впрочем, в ансамбле свою партнерскую роль она выполнила.

Тут же народ перебежал в «Ляльку», и вечер продолжился. Трио вибрафониста Шимановского с хорошим гитаристом Войтеком Трамовским и уверенным контрабасистом Яреком Михалюком в партнерах играет чистый мейнстрим. Традиционно, просто, приятным звуком, добротно импровизируют на темы эвергринов, умеют это делать, не ищут нового, играют добрый старый джаз высокого качества.

Вечер был правильно построен, и трио сменил Петр Барон. Его мощный грув вызвал моментальный подъем адреналина в рядах. Слушая его и остальных интереснейших участников квартета — клавишника Михала Токая, контрабасиста Михая Бараньского и барабанщика Лукаша Житу — зал наслаждался. Все, что играли польские мастера, будь то большая авангардная композиция живущего в США польского композитора Дариуша Олешкевича, импровизация на бетховенскую тему или религиозная песня Only Jezus — все прозвучало будто в одно мгновение. Я думала: как отлично играют, сколько львовских хлопцев учится джазу в Польше! Как верно построено там джазовое образование — насколько крепко, профессионально, многочисленно войско польских джазовых музыкантов — от качественных традиционистов до авангардных искателей новых направлений и собственных путей. И когда мы чему-то научимся? Ведь недалеко ходить…

Заключительный вечер фестиваля начался в филармонии. Его, как и все фестивальные программы, открыла очень живая и естественная ведущая Марта Бельская. Сначала играл львовский Dzyga Imagen Quintet. Группа исполняет авторскую музыку своего руководителя — клавишника Валерия Половины. В ее составе лидирует молодой перспективный саксофонист Любомир Радомский. Он заканчивает академию им. Лысенко и уже несколько лет сотрудничает с этим составом. С ним играют крепкий трубач Олег Поповский, басист Денис Тихонов и барабанщик Эдвард Макось. Музыка приятная, использующая этноинтонации, традиционные жанровые джазовые приемы. Отмечу способную молодую солистку-вокалистку Софию Сливку: она не только с отменным вкусом держится, но и обладает красивым голосом, отличной интонацией, способностью к импровизации. Заключили филармоническую часть вечера студенты академии, вместе со своим дирижером Владимиром Конончуком всего два месяца назад создавшие консерваторский биг-бэнд. Играли громко, напористо, быстро. Но работы еще — непочатый край, и руководителю можно поднять планку для себя и коллектива, поскольку знаменитый трубач Артуро Сандовал, который по мнению Конончука, «отдыхает» по сравнению с его оркестром, играет все же гораздо лучше (настаиваю, как свидетель его живого выступления год назад в Каунасе). Были и удачи: интересной оказалась единственная украинская композиция — песня Анатолия Кос-Анатольского «Бездомный пес», которую спел студент Микола Корнутяк. Хорошим звуком порадовал и солист-трубач из львовской оперы Богдан Стасишин.

А закончился фестиваль в «Ляльке» квартетом ударника Яцека Когана (Польша) и его коллег: тенора-саксофониста Петра Канцуры, басиста Гарта Стивенсена из США и отличного, хотя и очень молодого польского пианиста Славека Яскулки, известного в Киеве. Славек повзрослел, отрастил волосы и бородку, но в игре остался таким же трепетно-свежим, непосредственным, ясным и даже нежным.