UA / RU
Поддержать ZN.ua

Джаз на Днепре

Именно так называется джазовый фестиваль, который прошел в Днепре уже в четвертый раз в формате open air.

Автор: Ольга Кизлова

В эти июльские дни в город приехало много отечественных и зарубежных исполнителей, а бесплатные концерты на трех городских сценах привлекли горожан, приобщающихся к добротному, интересному джазу.

Выступления хедлайнеров проходили на главной, уже платной фестивальной сцене, расположенной на живописном Монастырском острове, подлинной жемчужине бывшего Екатеринослава.

Слоган фестиваля "Культурная столица" ко многому обязывает (название муниципальной программы, направленной на поддержку культурных проектов в городе). А прозвучавшее во время пресс-конференции предложение открыть в Днепре музей украинского джаза не показалось бессмысленным или самонадеянным. Поскольку первый местный джазовый фестиваль состоялся в глубоко советском периоде города, более 50 лет назад (1968).

Автор этих строк побывала на джазовых фестивалях, формат и состав участников которых, как и все в материальном мире, определялся финансированием спонсоров.

Это были фестивали в Харькове, Донецке, Коктебеле, Виннице, Одессе, Львове, Киеве. Как известно, материя первична, сознание - ее продукт - вторично. И здесь, естественно, речь идет о весомости артистов, которых по мере имеющихся фондов обеспечения гонораров приглашают организаторы.

Понимаю, что материальные возможности "Леополиса" и "Джаза на Днепре" разнятся на порядок. Но почему организаторы последнего столько раз с напряжением вспоминают, где только можно, именно "Леополис": возможно потому, что бОльшая часть публики, да и журналистов не бывали на львовских джазовых "забегах"?

Но главное, конечно, это содержание программ "Джаза на Днепре". Непродуманным, на мой взгляд, было назначение выступлений на всех уличных сценах - Фестивальном причале, Европейской площади и Екатеринославском бульваре - на одно время. Почему-то пресс-центр не подготовил буклета, содержащего сведения об артистах, что повышает образовательный уровень публики. Сайт - это хорошо, но на концерте не каждый слушатель откроет интернет и прочтет о выступающей группе, а хотелось бы.

Все же интересными оказались новинки фестиваля: на острове появились скульптуры американских кумиров середины ХХ века Арта Блейки и Нэта Кинга Коула. Музыкальным осмыслением их 100-летних юбилеев стали выступления в первый вечер The Messenger Legacy (США) и киевского Drum Art Big Band'а - во второй.

Услышать все уличные выступления не удалось. Но концерты на главной, платной сцене - это святое. Их было два. Первый вечер на Монастырском острове открыл Jazz Sister Cities, с участием представителей трех стран: басиста Доминика Сандерса и барабанщика Эрика Аллена (США); польского саксофониста Сильвестра Островского, пианистки Каси Петржко и украинского гитариста Павла Сидоренко.

Jazz Sister Cities

В этом составе на сцене фестиваля музыканты играли впервые, лидером группы является Островский. Польша вообще в наше время стала центром крепкого джазового образования в Восточной Европе. Манерой игры Сандерс напомнил Рэя Брауна, а Аллен внешне очень похож на зрелого Майлза Дэвиса. Получилось неплохо, играют мейнстрим, но все по нотам, и большого "завода" не произошло.

Сайрус Чеснат (США)

Американский пианист Сайрус Чеснат уже играл на Днепровском фестивале в 2016-м. Chestnut Trio с участием басиста Эрика Виллера и барабанщика Криса Бека показало фрагменты последнего, записанного в 2018-м альбома Kaleidoscopе. Трио играет свои яркие, разножанровые композиции без нот, лидер-пианист - отличный технарь, имеющий прекрасный музыкальный вкус, изысканный звук и собственную манеру.

The Messenger Legacy (США)

Третий сет - секстет The Messenger Legacy (США) - стал "музыкальным приношением" легендарному американскому барабанщику Арту Блейки. Отличный ансамбль с двумя саксофонами, трубой и ритм-секцией - фортепиано, басом и барабанами - порадовал свежими соло ударника Ральфа Питерсона, плотными "пачками" духовиков и общим горячим настроем. А внешне хладнокровный пианист Джеффри Кизер на самом деле оказался "заводным Парамошей" (уже в 18 играл с Артом Блейки).

Закончили день музыканты из The Hot Sardines ("горячие сардины"). Публика была вполне "на взводе", хотя часть слушателей начала расходиться ввиду позднего часа. Стандарты начала ХХ века, степ и горячая вокалистка запали в души наиболее терпеливых.

Воскресный концерт состоял из пяти (!) сетов. На трезвый взгляд, это перебор. Слушатели не в состоянии полноценно воспринимать пять-шесть часов музыки.

Первым выступил киевский Drum Art Big Band - крепкий джазовый оркестр п/у Алексея Викулова вместе с вокалистами Tony Momrelle и уроженкой Днепра Сашей Марс. К сожалению, на сайте фестиваля места для сведений о коллективе не нашлось. Оркестр высокопрофессиональный, сыгранный, крепкий, играют вполне традиционно: джазовая классика - это всегда актуально (Fly Me To the Moon Фрэнка Синатры, Smile Чарли Чаплина и др.). Прекрасные соло на альт-саксе, профессиональный пианист раскрасили выступление свежими тонами.

Солист Тони Момрелль был не в голосе. Возможно, он звучал лучше в конце вечера со своей группой, но мне услышать его пение во второй раз не довелось. Саша Марс живет и поет во Франции. Сессионная певица, не звезда, но достаточно крепкая в своей профессии вокалистка.

группа Argentum (Киев) и приглашенные немецкие музыканты Честер Харлан и Франц Бауэр

Затем играли киевляне из Quintet Argentum. С ними на сцену вышел немецкий дуэт в составе гитариста Честера Харлана и вибрафониста/барабанщика Франца Бауэра. Играли известнейшие латиноамериканские хиты и несколько танго А.Пьяццоллы. Masquenada, "Девушку из Ипанемы", Besamemucho, в которую отличный джазовый пианист Тимур Полянский ввернул в коде Take 5 Д.Брубека. Потом Chin Chin Пьяццоллы, очень экспрессивно его же Fugata с милой вставкой в конце "Вийди, коханая, працею зморена". И коротко пробисировали Libertango - шикарно, ярко и горячо.

скрипач Евгений Кострицкий учасник групы "ARGENTUM"

Израильский квартет тенор- и сопрано-саксофониста Эли Дегибри выдает умный, непростой, концептуальный контент. Лидер дважды проходил летние курсы колледжа Berklee, записал шесть сольных альбомов и несколько CD как сайдмен - с Херби Хенкоком и Элом Фостером. Хенкок назвал израильтянина "очень талантливым композитором, аранжировщиком и исполнителем". Участники квартета - отличные музыканты. Особенно впечатлили пианист и виртуозный контрабасист Тамир Шмерлинг. На мой взгляд, пианист Том Орен - второй лидер квартета. Благодаря его солидной академической подготовке группа расширяет рамки своего Contemporary джаза, разнообразя стилистику парафразами (прозвучала композиция на музыку до-минорной прелюдии Баха в размере 5/4 с вкраплением из "Грез любви" Ф.Листа)…

Было бы несправедливо не назвать хорошего барабанщика Эвиатара Сливника. Запомнилась прелестная печальная тема The Unknown Neighbor ("Неизвестный сосед") из альбома 2015 года Cliff Hangin' - возможно, наиболее известная композиция Эли.

Эли Дегибри

Дальше "пошла жара" еще двух концертов: Ришара Бона и Тоny Momrelle Group. Но для меня фестиваль закончился прекрасным выступлением талантливых израильтян, чей сет впечатлил и был наиболее содержательным.

Авторы фото Эдуард Гапич, Андрей Шушпан, Влад Лестев