У рояля — Леонид Чижик |
Четвертому международному фестивалю джазовой музыки «Джаз-карнавал в Одессе-2004» город радовался заблаговременно — уж очень это красочный, говоря языком современной молодежи, «фирменный» и «стильный» музыкальный праздник, для многих ставший визитной карточкой Южной Пальмиры. Звучала джазовая музыка всех стилей — и традиционных, и авангардных, проводились концерты в закрытых помещениях и уличные акции, джем-сейшены (хотя последних могло быть и больше, и продумать их можно было получше). Главной площадкой карнавала оказался на этот раз зал филармонии, в котором, в частности, состоялся отдельный благотворительный концерт юных вундеркиндов джаза, лауреатов международных джаз-фестивалей. А завершающим аккордом праздника стал большой четырехчасовой джазовый марафон под открытым небом — гала-концерт у оперного театра.
В основной концертной программе приняли участие коллективы и исполнители из Австрии, Германии, Греции, Израиля, Мексики, Испании, Польши, России, Украины, Франции, Чехии. Среди наиболее громких имен — живой классик отечественного джаза, автор известного всем музыкантам пособия по технике импровизации Леонид Чижик, ныне живущий и работающий в Германии. Пианист на деле доказал, что джазовому переосмыслению подвластны даже «вечнозеленые» темы Моцарта и Чайковского, ведь этим композиторам была присуща большая внутренняя свобода, они творили с удовольствием. А где вы видели лица музыкантов счастливее, чем на джазовых концертах! Академические исполнители порой выходят на сцену явно в испуге, сжав зубы, терзают рояль или скрипку, а окончив выступление, облегченно вздыхают… Такое в принципе невозможно в джазе, ведь джазмен чувствует себя не рабом своего инструмента, а, если хотите, любовником, и процесс общения этих двоих в любом случае оказывается как минимум волнующим для публики…
Событиями фестиваля оказались выступления ведущего чешского бас-гитариста Павла Якуба Рыбы в составе трио, признанных польских музыкантов Адама Пьерончика (саксофон) и Петра Войтасика (труба) в составе квартета, блестящего гитарного дуэта, работающего в стиле фламенко-джаз Эдуардо Ниэбла (Испания) и Хьюго Элицальде (Мексика). Украину на филармонических концертах представляли одесский пианист Юрий Кузнецов (он с нескрываемым удовольствием играл в дуэте с Леонидом Чижиком, подключался к выступлению различных коллективов и просто-таки купался в музыке, не забывая об обязанностях арт-директора «Джаз-карнавала»), интернациональное трио киевского контрабасиста Сергея Макарова с участием музыкантов из Израиля и Германии, одесская певица Татьяна Боева, камерный оркестр Игоря Шаврука (в проекте с Леонидом Чижиком). Безусловными любимцами публики можно назвать Арсена Шомахова (гитара, вокал), Султанбека Мамышева (ударные) и Аслана Жантуева (бас-гитара), вместе они — трио из Нальчика «Регтайм», хотя исполняют отнюдь не регтаймы, а долгие авторские композиции в стиле ритм-энд-блюз.
Открывал гала-концерт, согласно уже сложившейся доброй традиции, молодежный биг-бенд под управлением Николая Голощапова. Разумеется, большой наплыв отечественных джазменов состоялся в день гала-концерта — удивляли своими импровизациями коллективы из Тирасполя, Херсона, Южного, заявил о себе в полный голос (хотя и а капелла) одесский мужской вокальный коллектив «Дюк-тайм», носивший в недавнем прошлом название «Яворы». Гала-концерт собрал, по скромным подсчетам, восьмитысячную аудиторию, которая заполонила несколько прилегающих к Театральной площади кварталов.
Как и в прошлые годы, одесситов на каждом шагу поджидали уличные акции джазового характера. За два дня до официального открытия джаз-карнавала состоялся первый выход на трамвайные маршруты красочного джаз-трамвая, нежно прозванного дирекцией фестиваля Джазоходом. Этот красочно оформленный открытый экскурсионный трамвай курсировал по двум центральным городским трамвайным маршрутам №№ 3 и 5 с диксилендом «Веселый Розмарин». По главным улицам шел парад оркестров и диксилендов с коллективами из Киева, Харькова, Скадовска, Херсона, Новосибирска, Ростова-на-Дону и Каунаса, проводились концерты на Дерибасовской, а в витринах магазинов на этой главной улице Одессы демонстрировалась экспозиция одесского фотохудожника Сергея Гевелюка, посвященная джазу.
Сопродюсер фестиваля, президент компании «Двери в Голливуд» Боб Ван Ронкель, имеющий одесские корни, стал инициатором благотворительной акции для детей «Миллион улыбок» и даже пообещал на одной из пресс-конференций сделать одесситам сюрприз в виде появления в нашем городе одной весьма знаменитой голливудской звезды (обещание, надо признать, выполнено не было). Еще одной предназначенной для маленьких джазовых слушателей оказалась акция одесской еженедельной газеты «Добрый вечер», проведенная на Дерибасовской у памятника Утесову. Это был карнавальный уличный концерт «Добрый вечер, джаз!». В нем приняли участие юные исполнители, среди которых обратили на себя особое внимание лауреат детского телефестиваля «Звездочка» Аня Степанова, ученица Татьяны Боевой Оля Швец. Атмосферу праздника дополняли репризы корпорации джаз-клоунов «Оранжевое настроение», шоу-показ коллекции одесского модельера Виктора Луговского «Чикаго», а также масса конкурсов, розыгрышей и викторин с призами и подарками от спонсоров и оргкомитета джаз-карнавала. В последний день фестиваля был проведен радиофестиваль «FM-ДЖАЗ-ЧАС», в ходе которого джазовая музыка звучала одновременно в эфире нескольких радиостанций. Генеральный продюсер «Джаз-карнавала» Михаил Фрейдлин сумел снискать доверие солидных торговых марок, ставших спонсорами фестиваля, в то время как в предыдущие годы он же и предоставлял основные средства на его организацию. Ведущими фестивальных концертов стали известный джазовый обозреватель и журналист Михаил Митропольский (Москва), музыковед, публицист, заслуженный деятель искусств России Владимир Фейертаг (Санкт-Петербург). Так что Одесса использовала все шансы стать в эти осенние дни джазовой столицей не только страны, но и Европы в целом, настолько серьезные музыканты оказали доверие городу и его весьма джазово мыслящей публике…