UA / RU
Поддержать ZN.ua

Джаз-десант: два безумных вечера

Почти одновременно в Украине выступили три джазовых исполина. В столичном дворце «Украина» дал концерт американский поп-джазовый квартет The Manhattan Transfer, а основы Национальной оперы «сотрясали» Take 6...

Автор: Ольга Кизлова
The Manhattan Transfer

Почти одновременно в Украине выступили три джазовых исполина. В столичном дворце «Украина» дал концерт американский поп-джазовый квартет The Manhattan Transfer, а основы Национальной оперы «сотрясали» Take 6. В это же время донетчан радовала исландская инструментальная фьюжн-группа Mezzoforte. Все три коллектива в Украину приехали благодаря донецкому фестивалю «До#Дж», тесно сотрудничающему с солидным европейским джазовым продюсером Кэтрин Майер.

Вечер первый. Официальной датой создания Manhattan Transfer считается 1октября 1972 года. Состав квартета не менялся с 1979-го. За прошедшие почти тридцать пять лет музыканты записали 26 собственных и совместных альбомов, лучшие из которых — Manhattan Transfer, Coming Out, Pastiche, Extensions, Bop-Doo-Wop, Vocalese, Brazil, Swing. Артисты увенчаны многочисленными Grammy. Они объездили с концертами более восьмидесяти стран всех обитаемых континентов. Пели перед папой римским.

Билеты в «Украину» оказались достаточно дорогими (до 1500 гривен), публика партер не заполнила. Но организаторы дали команду спустить зрителей балкона вниз, чтобы закрыть пустоты и не огорчать артистов зияющими дырами. Американцы в ответ не подкачали.

Начало концерта было воспринято несколько настороженно. Сначала на сцену вышел аккомпанирующий инструментальный квартет: клавишник (он же музыкальный руководитель) и ритм-секция — электробас, гитара и барабанщик. И тут же выбежали улыбаясь и неловко пританцовывая четверо немолодых и внешне непрезентабельных людей, бодрясь: основатель квартета — приземистый Тим Хаузер, Дженис Сигел — автор многих звездных аранжировок группы, Шерил Бентайн и Алан. Спустя несколько номеров первое впечатление сменилось восстановленным доверием и перешло в «чувство глубокого удовлетворения».

Конечно, голоса участников знаменитого квартета с годами потускнели. Особенно в сравнении с записями, которые, вернувшись с концерта, вновь послушала. Но все же сценический опыт, артистизм, уверенность и отлакированность процесса сделали свое десятилетиями проверенное дело.

Много лет назад пиратские записи Manhattan Transfer служили окном в западный мир, глотком свежего поп-джазового воздуха для приверженцев качественной музыки. Конечно, джаз был и остается искусством элитарным. Для многих из тех, кто теперь находился в зале, группа является олицетворением прежнего сопротивления рутине официальной советской «эстрады» (чисто совковый термин, не употребляющийся на Западе).

В «Украине» нью-йоркский квартет исполнял проверенные временем хиты. И собственные, и те, что в свое время исполнили либо записали с самыми именитыми партнерами — Фрэнком Синатрой, Стефаном Граппелли, Би Би Кингом, Бобби МакФеррином, Филом Коллинзом, Эллой Фицджеральд, Чакой Хан, Луи Армстронгом, Барбарой Стрейзанд. Прозвучали Candy, Birdland, Route 66, Java Jeve, Twilight Tunes, A-Tisket, A-Tasket. В ходе общения с публикой музыканты признались, что в нашей стране они впервые (в России тоже были лишь раз, выступив в Кремле в 1997 году), что все им здесь нравится. Вспомнили и о киевских семейных корнях Алана Пола. Но главное в концерте, конечно же музыка... Стилистика квартета — сочетание элементов бродвейского мюзикла и белого свингового вокала — проверенная, крепкая американская музыкальная классика, которая артистов не подвела. И хотя проскакивали отдельные не идеально проинтонированные нотки, а пение в общем было хрипловатым, профессиональное мастерство и обаяние свое дело сделали. Американцы спели и по сольному номеру: Шерил Бентайн абсолютно достоверно имитировала звучание трубы, Дженис Сигел исполнила светло-печальную балладу Moon, Тим Хозер очень задушевно промурлыкал лирический tune Hurt Strings, а Алан Пол снял пиджак и отлично выдал типичный простой блюз — довольно зажигательно, уверенно и с хорошей танцевальной пластикой. Несмотря на то, что импровизации почти не было, в результате общее впечатление получилось крепким. В конце, сделав вид, что концерт окончен, артисты ушли, но публика неистовствовала. И они вернулись, выдав три самых зажигательных своих хита, последним их которых стал звездный забойный That’s Killer Joe из альбома Vocalese.

Вечер второй. Национальная опера была полна, оркестровую яму накрыли помостом, на сцене — только рояль и шесть высоких табуретов. Входят рослые, крепко сбитые, одетые в простые джинсы и рубашки темнокожие парни. И звучит естественная, прекрасная и простая шестиголосная песня.

Волшебный госпелс, замешанный на ритм-н-блюзе и джазе, многие вживую услышали впервые. И поразились тому, как американские артисты отдавались музыке, постороенной на тончайших и нежнейших нюансах.

Take 6 корнями из штата Алабама, с юга США — родины афро-американской народной и профессиональной музыки. Здесь родились спиричуэлс — хоровые духовные гимны, один из важнейших жанров в истории американской культуры, который оказал влияние на становление джаза, госпелс и других направлений (госпелс — gospel songs — жанр фольклора, евангельские протестантские песни темнокожих североамериканцев).

В 1980-м четверо ребят из города Хантсвилл стали петь квартетом. Окончательно группа сформировалась в 1985 году стараниями студента местного колледжа Клода Макнайта. Идея возникла, когда он запел в большой ванной комнате, где была отличная акустика, а подхватил песню Марк... В составе ансамбля шестеро вокалистов: Клод Макнайт (тенор), Джоуи Киббл (тенор), Марк Киббл (тенор), Дэвид Томас (тенор), Элвин Чи (бас) и Седрик Дент (баритон). Правда, в Киев вместо Седрика приехал Роджер Райан. Название произошло от суперпопулярного к моменту образования группы джазового стандарта Пола Дезмонда Take Five. В 90-х годах джазовый журнал Down Beat семь лет кряду называл Take 6 лучшей вокальной группой. Их считают своими вдохновителями и учителями такие популярные мировые коллективы, как Boyz II Men, Coming Of Age и ManSound. Команда обрела широкую известность уже с выходом в 1988 году дебютного альбома. Диск сразу принес две Grammy — в категориях «Лучшая джазовая» и «Лучшая госпел-группа». С тех пор секстет записал еще десяток альбомов, из которых последний — Feels Good — вышел в 2006-м, а коллекцию ансамбля пополнили еще семь Grammy и тьма прочих наград.

Музыканты самостоятельно, без раскрутки и коммерческой поддержки достигли того авторитета и славы, которые так стабильно сопровождают их уже восемнадцать лет.

Take 6, наверное, не только самый известный, но и действительно лучший в мире коллектив, исполняющий произведения a capella. Вокал Take 6 поражает неимоверной природной чистотой интонации, умением сохранять ансамбль, создавать звучание, подвластное хорошим оркестрам, пользуясь для этого довольно скупыми средствами (подголосочная полифония госпелс уходит корнями в традиции спиричуэлс). И еще абсолютное владение голосом: например, совершенно свободное манипулирование «блюзовыми нотами» — скользящими глиссандирующими вокальными тонами мажоро-минора, усиливающими выразительность и экстатичность пения.

Музыку, звучавшую в зале Национальной оперы в тот вечер, наполняли божественная чистота и абсолютная простота. Выразительные средства госпелс перекликаются с джазом, но они лишены малейшего налета эротизма — неизменного его спутника с самого рождения. Профессионализм участников ансамбля покоится на вере, идеальном интонировании и огромной требовательности к себе. Несмотря на мировое признание, буквально недосягаемость со стороны гипотетических соперников, музыканты ежедневно репетируют.

Многообразие репертуара они продемонстрировали за полтора часа, пролетевших как одна минута. Исполненная программа была разнообразна, но основу ее составили госпелс, перемежавшиеся несколькими песнями в собственном акустическом сопровождении (рояль и две гитары), стандартами (ярко прозвучала Grandmother Маркуса Миллера), шутливой пародией на неудачную настройку хора-оркестра. Во всех композициях импровизационная «вышивка» каждого ансамблиста великолепно соединялась с фантазией выверенных, тщательно продуманных аранжировок, достаточно сложных и в то же время абсолютно не перегруженных. Авторами всех этих легких звуковых вертикалей являются сами участники — Седрик Дент и Марк Киббл. Take 6 — настоящие виртуозы, их свинговые госпелс звучали по-разному: камерно и интимно, как во время службы в маленькой южноамериканской церквушке, пафосно-приподнято и игриво-джазово. Пели с неповторимой грацией огромных мягких и добрых неимоверно-естественно-пластичных черных пантер, с шутками-прибаутками и прыжками. Приглашали слушателей повторять короткие мотивы, и зал радостно старался. А многократно повторенная музыкантами фраза «You can make it» стала для многих в зале моментом кульминации и катарсиса. И никакой позы, полная расслабленность, будто перед нами не суперзвезды, а шестеро простых парней из Гарлема.

Уже позже, в ответ на вопрос, поют ли они без микрофонов, музыканты мгновенно, совершенно не жеманясь, взяли ноты на клавиатуре стоявшего рядом рояля и тихо, идеально сбалансированно и выразительно-чисто спели короткий прощальный госпел. Как ангел пролетел…