UA / RU
Поддержать ZN.ua

ДЖАМАлунгма

На Евровидении все самое интересное происходит, как правило, не "до", не "во время", а "после". После отборов, ротаций, промотуров, сомнений и, непосредственно, выступлений. Включая финальную песню на "бис". В таком "после", наблюдаемом нами уже неделю без передышки, - какой-то гипнотический спортивно-геополитический азарт и массовая международная игра-истерия.

Автор: Олег Вергелис

На Евровидении все самое интересное происходит, как правило, не "до", не "во время", а "после". После отборов, ротаций, промотуров, сомнений и, непосредственно, выступлений. Включая финальную песню на "бис".

В таком "после", наблюдаемом нами уже неделю без передышки, - какой-то гипнотический спортивно-геополитический азарт и массовая международная игра-истерия. С учетом прежних ставок, заранее определенных фаворитов, тайных раскладов и (как утверждают) "масонских" заговоров. Население разных стран по поводу Евровидения по-прежнему - массово - постит, оспаривает, оправдывает, возносит, уничижает. Песню-победитель отдельные следопыты "уличают" (как осетрину) в якобы не первой свежести, что совершенно не соответствует действительности. А саму певицу-победительницу, замечательную Джамалу, без ее ведома тут же, не медля, используют как "товарный бренд" для разного рода промышленной продукции...

И только люди непосвященные (давно отставшие от поезда) даже в 2016-м норовят переспросить: этот международный музыкальный конкурс больше политика или же исключительно нежное кристальное творчество?

Ответ известен давно. И второе, и первое. И музыка, и геополитика (как и было задумано специальными креаторами еще в эмбриональный период Евровидения).

Музыка, как отражение художественно-геополитических симпатий-умонастроений Европы.

И политика, как лихой козырь в международной высокорейтинговой музыкальной игре (специальная приправа, обостряющая вкус и массовые чувства).

Это, конечно, не конкурс социалистической политической песни типа допотопной "Красной Гвоздики", где все расклады предъявлялись сразу и безоговорочно. Но (напомню) уважаемая Турция категорически отказалась от участия в Евровидении - по сугубо политическим мотивам.

Подобный громкий отказ мало что изменил в самой парадигме Евровидения. И разные страны по-прежнему играют в ту же игру - осознанно и осмысленно. Прекрасно понимая, как понимаем и мы, что первое (политика) без второго (массовая музыкальная индустрия) давно невозможно. Тем более, когда речь о телевизионной площадке, предполагающей максимальный охват международной аудитории.

То есть, по существу, Евровидение - давно устоявшийся отформатированный музыкальный репертуарный передвижной Театр военных действий.

И действует оный по своим правилам очень успешно. Ибо (как многие заметили и у нас в том числе), прежний снисходительный тон по отношению к Евроконкурсу (о чем здесь говорить - "попса голимая!") сам собою исчез, испарился. С недавних пор в образном представлении и широких слоев, и узкой прослойки, Евровидение - настоящая "война" на международной арене. И без победы лучше не возвращаться.

В некотором смысле, певица Джамала, отхватив в Стокгольме победный для Украины евротрофей-2016 за композицию "1944", и вернулась с... "войны". Музыкальной, информационной, пропагандистской, постсоветской, политНекорректной.

В мирном Стокгольме, где, казалось бы, соседствуют только шведские семьи, образовалась подлинно милитаристская поп-картинка. Шведская "стенка на стенку". Борьба за лидерство - между Украиной и РФ - обрела в глазах миллионов сто тысяч оттенков, окрашенных горечью текущих дней нашей жизни.

В том числе и по этой причине - и именно в этой победе Джамалы - нескрываемая "радость со слезами на глазах".

Конечно, здесь массовые слезы эйфории и катарсиса. Очищения после громкой творческой и медийной международной победы, которая просто необходима Украине после разного рода и ряда поражений...

Относительно песни-победительницы, право, уже просто некуда вставлять свои пять копеек. Единственное дополнение: композиция "1944" - никакая не "политика" (во всяком случае, не в тексте), а чистой слезы медитативная лирика. Жанровая ее особенность - песня-плач. В нашей песенной культуре существует отдельный пласт фольклора, хранящий подобные "пісні-голосіння". И в этом смысле песня-плач, виртуозно и эмоционально исполненная Джамалой в Стокгольме, стала подлинно качественным контрастом устоявшемуся контенту Евровидения. Там бывало всякое - поп, фрик, рок, ун-ца-ца. Даже молитва (однажды). А вот плач (как жанр и человеческое откровение) - искренний, отрешенный, почвенный, какой-то шаманский, пожалуй, впервые на сцене европейского песенного театра военных действий.

И в этом (в том числе) - залог победы. И сама артистка (никто ведь не возразит) выглядела в том театре как гора Джомолунгма на фоне карликовых берез.

Однако вернусь к тому что "после". Уже после победы.

Если массовая эйфория в связи с победой ощутима и объяснима, особой эйфории в Кабмине, похоже, нет. Осторожные реплики Минфина о необходимости миллиарда гривен (на проведение Евроконкурса в Украине) - на уровне реплик. Тем не менее, за ними - явные симптомы правительственной головной боли - как? за что? а где их взять? а хватит ли?

Пока только симптомы. Но промедление в решении этих вопросов - не просто "головокружение", а "смерти подобно". В трудном контексте - войны, кризиса, коррупции - реализация проекта "Евровидение-2017" как испытание на прочность и тест на выносливость. Не только в финансовом плане. Поэтому все текущие пиар-комбинации (наши "города-герои" уже вступили в медийное соревнование за право проведения...) вызывают не изумление, а возмущение даже. Возмущение - непониманием технологической сложности проекта и пагубным желанием пропиариться на достойной победе талантливого человека...

Действительно, как оказалось, эта победа в Украине выгодна всем. Почти всем. (За исключением, пожалуй, Минфина, который пока в раздумьях).

Победа на Евровидении выгодна высшей политической власти как демонстрация мускулов: "мы сделали этих". Выгодна и обывателю, уставшему от упаднических настроений тарифного террора и прочих ненастий, а тут все-таки оптимистический моральный стимул. Выгодна победа и украинскому шоу-бизнесу, в котором изменятся прежние расклады и утвердятся новые герои. Особая выгода столичному Дворцу спорта (скорее всего, там все и произойдет), который (спустя десять лет после выступления "Гринджолов") снова почистят, помоют и подрихтуют.

Особая выгода Киеву - туризм, отремонтированные дороги, заполненные гостиницы... Большие выгоды и НТКУ, которая на целый год ощутит себя "главной" и (возможно) укрепится материально. Не без выгоды и РФ - неиссякающий информационный повод, подпитывающий пропагандистскую машину вне зависимости от реалий.

Будет ли от всего этого какая-то выгода искусству? Искусству песни, в частности. Узнаем ровно через год. Если не будем медлить.