UA / RU
Поддержать ZN.ua

ДЮК ВСЕГДА НА ВЫСОТЕ В ОДЕССЕ ОТКРЫЛСЯ ПРОДЮССЕРСКИЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ «ЗОЛОТОЙ ДЮК»

С герцогом Ришелье (в обиходе просто Дюк) у одесситов отношения панибратские. То подгулявшие моряк...

Автор: Леонид Капелюшный

С герцогом Ришелье (в обиходе просто Дюк) у одесситов отношения панибратские. То подгулявшие моряки в приступе нежности нацепят ему гюйс или привяжут к державной длани бутылочку пива, то увенчают голову цветочным венком, то веселая свадьба украсит шаферским букетом. К первому кинофестивалю статую облепили желтой фольгой, чтобы ни у кого не возникло сомнений, что Дюк, таки да, золотой.

Теплой октябрьской ночью, когда третий по счету кинофестиваль, возрожденный трудами Марка Рудинштейна, открывал конкурсный парад «Королевой Марго» в театре музыкальной комедии, Дюка, как революционного матроса патронами, навкрест перевязали кинолентами...

Вообще-то герцогу в ту ночь стоило улизнуть с пьедестала и посмотреть, что порассказал в трехчасовой ленте Патрис Шеро о кознях двора, самой королеве и страшных событиях Варфоломеевской ночи.

Фильм этот попал на «Золотой Дюк» стараниями российской кинокомпании «Мост-Медиа». Ее президент Зинаида Шатина рассказывала, что в Каннах «Королева Марго» шла в полутемном зале, пресыщенная публика наперед определила, что ничего нового и интересного не увидит. Но каким-то «продюссерским» чувством Зинаида Григорьевна угадала - фильм, российскому зрителю понравится, и картину купила. Вот это очень важный момент для понимания сути нынешнего «Золотого Дюка» - картины на него представляют не режиссеры, как мы привыкли, а продюссеры. И гран-при («Золотой Дюк» плюс $5 тыс.) профессиональное жюри будет присуждать продюссеру.

Честно говоря, что такое продюссер, фестивальный бомонд так для себя и не определил. На этот счет состоялась дискуссия, киноведы спорили и предлагали «договориться о терминах», но разошлись каждый при своем мнении. Валерий Туровский, обозреватель «Известий» и достаточно известный специалист в кино, считает, что продюссер - человек, угадывающий социальное ожидание зрителя, чувствующий его потребности именно в это время, просчитывающий вероятность зрительского и кассового успеха.

Но пока критики спорят, конкурсный и внеконкурсный показ идет, пересказать, что на экранах, никакой возможности нет. Фестиваль напоминает перенасыщенный солевой раствор, в котором на глазах образовываются кристаллы. Кроме 16 конкурсных работ, которые смотрит профессиональное жюри, работает еще зрительское жюри - конкурс «Панорама», там 17 лент. А вместе с «Эротическим кино для полуночников», с ретроспективным показом фильмов о Мерилин Монро и ретроспективой «Из созвездия олимпийцев» (лучшие фильмы последних лет, имевшие несомненный зрительский успех) - более 50 фильмов. Изюминкой фестиваля можно считать то, что зрительское жюри будет присуждать своего «Золотого Дюка» и вручать свой приз в такой же сумме, как и профессиональное.

Общим знаменателем всех фильмов фестиваля есть их зрелищность, это кино популярных жанров. Поэтому можно сказать, что больше всего повезло одесситам, в зрительском центре Политехнического университета, в театре музкомедии и семи кинотеатрах по более чем доступным ценам. Отдав 50 тысяч за два фильма, можно посмотреть такое...

Скажем, «Несколько любовных историй» студии Довженко, снятые Андреем Бенкендорфом. По «Декамерону». Неизвестно, что там скажет жюри, но журналистам фильм глянулся, и в пресс-центре режиссера (он же и автор сценария) расспрашивали долго. Любопытные вещи всплывают в таких беседах. Скажем, появлению этого фильма мы обязаны... спору Андрея со своим приятелем и коллегой: можно ли «держать» зрителя, сняв кино без острого социально злободневного сюжета? Оказалось - можно, хотя тут вам придется поверить мне на слово, так как на большом экране кино появится неизвестно когда. Бенкендорфу фатально не повезло со спонсором, лента снималась «в долг», артисты деньги не получили и т.д.

Мнение мое пристрастно, но самое интересное на «Золотом Дюке» -посиделки в пресс-центре, куда не прочь заглянуть на «допросы с пристрастием» знаменитости. Был Станислав Говорухин. Как всегда мрачный, но интересный. Как на ринге, встречались «отцы» украинского кино Олег Фиалко (секретарь Союза) и Леонид Череватенко (и.о.начальника департамента кинематографии Министерства культуры). Был Владимир Войнович с продюссером фильма «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина». Лента снята на «Портобелло Пинчерс», нов кадре - Назаров, Буряк, Золотухин, Гердт, Ильин, Жарков...

Вот с «Чонкиным» и произошел первый скандал на фестивале. Одесситы проявили к фильму повышенное внимание, все билеты были проданы. Но в ровно назначенный час в театре музкомедии к микрофону поднялся продюссер ленты Эрик Абрахам и заявил, что фильм показан не будет. «Мы получили заверение, что в зале не будет видеокамер, а вы сами видите сколько их».

Позже Марк Рудинштейн пояснил публике, что по правилам международных фестивалей электронная пресса допускается в зал, чтобы снять процедуру представления фильма. Но, идя на встречу господину Абрахаму, было предложено несколько выходов из ситуации. Вплоть до того, что театр освобождается от публики, а потом ее пропускают без всякой кино-, фото-, видеоаппаратуры. Продюссер оказался неумолим. «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» с конкурсного показа сняли...

- Скорее всего, господину Абрахаму просто нужен скандал вокруг своей ленты. Видимо, он взвесил возможности фильма, достаточно среднего, и решил не рисковать - высказал.свою точку зрения М.Рудинштейн.

Как мне кажется, у «Золотого Дюка» есть тайный умысел: защита не только бывшего советского кинорынка, но и всего европейского от экспансии, а если хотите - от нашествия американского второсортного кино. Похоже, не только наша небогатая держава, но и вполне сытая Европа не знает, как этому противостоять. Американские фильмы в два раза дешевле европейских, и это во многом определяет репертуар кинотеатров.

Откровенно говоря, я мало понимаю в организации массовых зрелищ, но все же «Золотой Дюк» удался. Была феерия открытия с отцами-основателями в белых пиджаках, была колкая речь президента и закоренелого одессита Жванецкого, по ночам гуляют в ПРОКе, куда может попасть любой богатый, купив «Вездеход» за $300. В кинотеатре «Дружба» бесплатно показывают лучшие кассовые фильмы, что одесситы, после бесплатных телефонов-автоматов, бесплатных трамваев и бесплатного содержания ребят в яслях и кормежки в школьных столовых, воспринимают уже как должное и нормальное.

Что мне не понравилось. Как-то на представлении гостей и звезд «Золотого Дюка» организаторы начисто забыли, что в Украине тоже есть и кино, и свои таланты, достойные упоминания...

Ну вот, пока «Золотой Дюк» колобродит по осенней Одессе, родоначальник стоит на высоком постаменте и созерцает происходящее. Как мне кажется, одобрительно созерцает.