UA / RU
Поддержать ZN.ua

ДВОЙНОЙ ДЕБЮТ НА УТ-2

Среди программ Украинского телевидения, посвященных музыкальному искусству, обратила на себя внимание получасовая передача достаточно уже редкого на сегодня жанра...

Автор: Евгений Курышев

Среди программ Украинского телевидения, посвященных музыкальному искусству, обратила на себя внимание получасовая передача достаточно уже редкого на сегодня жанра. По второму каналу УТ прозвучали (в авторском исполнении!) «Двенадцать гравюр» киевского композитора Виктора Клина.

Авторское исполнение музыкальных сочинений — двойной «экзамен» для композитора, если же речь идет к тому же о фортепианном исполнительстве — задача еще более усложняется! Фактура современной фортепианной музыки очень сложная, ее творческое воплощение требует безупречного пианистического аппарата, соответствующей исполнительской «формы». А телезапись, как правило, «проявляет» мельчайшие погрешности пианизма, профессиональной техники музыканта. Неудивительно поэтому, что авторы предпочитают судить о конечном результате своего творчества из зрительного зала филармонии, консерватории, оперного театра... Ведь авторское исполнение предполагает совмещение как минимум двух сложнейших профессий, каждая из которых требует от человека полной самоотдачи на протяжении всей его жизни...

Именно в силу этого «Гравюры» стали музыкальным событием марта, потеснив даже останкинские трансляции концертов известных московских и европейских солистов. Не умаляя достоинств последних, выскажем мнение, не раз после передачи прозвучавшее в «музыкальных» кулуарах: а ведь мы еще многого не знаем о своем собственном музыкальном искусстве! С трепетом внимая европейским «грандам» музыкальной классики, мы явно недооцениваем собственной творческой «продукции»!

«Гравюры» (сочинение посвящено известному российскому пианисту Евгению Малинину) — цикл лаконичных, контрастных фортепианных миниатюр с широким кругом музыкальных образов и состояний. Некоторые из них вызывают прямые ассоциации с творчеством знаменитых «столпов» музыкальной классики.

Одна из наиболее ярких пьес — «Кохання» — полна скрябинской неги, томления, экстатичности, импровизационности. Вместе с тем, динамизм ее драматургии «воскрешает» в памяти врубелевского Демона, «сквозное» динамическое нарастание подчеркивает внутреннюю силу и масштаб музыкального образа.

Яркая танцевальность, подчеркнутая выразительность ритмической основы, эффектная «обнаженность» ритмоструктуры, диссонансность другой пьесы — «Вертепа» — напоминают музыкальный язык С.Прокофьева.

А виртуозная, с выразительной мелодией миниатюра «Відлуння» и следующая за ней (№11) «Музика», изысканно контрастирующая с предыдущей пьесой, невольно вызывают ассоциации с фортепианными сочинениями Д.Шостаковича, Б.Лятошинского.

Столь богатая гамма художественных образов произведения, конечно, требует высокого уровня фортепианного мастерства исполнителя. Пианист Виктор Клин блестяще справился с многотрудной задачей, поставленной композитором В.Клином. Видимо, все-таки справедлива народная мудрость (это насчет того, что клин клином...).

Безупречная фортепианная техника композитора вызывает вполне понятное изумление: В.Л.Клин — также известный ученый (доктор искусствоведения) и педагог (профессор Института культуры, зав. кафедрой фортепиано)! Его творческая, научная и педагогическая деятельность — пример того, что и у нас, и сегодня можно достигать многого, несмотря на «вертеп» из житейских проблем!

Воистину правда, что талант — это то, что ты сделал вопреки всему!..