UA / RU
Поддержать ZN.ua

Движущиеся картинки из разных коробок

Можно, конечно, подискутировать с вождем мирового пролетариата, что важнейшим из всех искусств яв...

Автор: Тарас Паньо

Можно, конечно, подискутировать с вождем мирового пролетариата, что важнейшим из всех искусств является именно кино, однако отрицать, что искусство это давно и бесповоротно вошло в нашу жизнь и пустило там крепкие корни, довольно трудно. Уже далеко не первое поколение людей регулярно просматривает киноленты. На заре эпохи телевидения неисправимые энтузиасты прогнозировали, что новейшее изобретение полностью поглотит киноискусство. Но, к счастью, этого не произошло. И, по-видимому, телевидение никогда не станет единственным «способом доставки» видеоматериала к пользователям. Особенно остро ощущаешь это, просматривая рекламу женских прокладок, которой прервали, например, показ «Собачьего сердца». Большинство людей стремится смотреть именно то, что соответствует их вкусам (а не «какой-то боевичок», сомнительное шоу и выпуски новостей, которые можно было прочитать в Интернете еще утром, но именно это, к сожалению, и является основным меню для всех, у кого нет слишком уж «жирного» пакета кабельного телевидения). И чтобы фильмы при этом были без рекламы и с хорошим качеством изображения (чего даже в современных телевизорах на некоторых каналах удается достичь далеко не всегда). И если с последними двумя пунктами прекрасно справляются кинотеатры, то вкусам всех не могут угодить и они.

Поэтому продажа носителей с кинофильмами для индивидуального просмотра — крупная и прибыльная индустрия. Так было с начала массовой продажи видеомагнитофонов, так будет, очевидно, и в дальнейшем. На сегодняшний день видеопродукция доступна потребителям на трех основных носителях — видеокассетах, компакт- и DVD-дисках. Каждый из них имеет как свои недостатки, так и достоинства. О них мы поговорим ниже.

Кроме того, вся видеопродукция, имеющаяся на украинском (впрочем, и на любом другом) рынке, делится еще на две большие категории — лицензионную и контрафактную, так называемую «пиратку». Кстати, разделение между этими категориями в нашей стране далеко не столь четкое, как может показаться на первый взгляд, — среди дисков и кассет, по цене вроде бы и претендующих на лицензионную чистоту, немало подделок. Не говоря уже о том, что реальные тиражи «легальных» дисков нередко весьма существенно отличаются от тех, которые фирмы-тиражировщики декларируют компаниям-правовладельцам. Вместе с тем на раскладках с «пираткой» изредка попадаются и лицензионные фильмы по низкой цене.

Не ставя целью оправдывать пиратство и никоим образом не призывая покупать контрафактную продукцию, хотелось бы все же отметить, что современная концепция копирайта, защищающая право на распространение произведения киноискусства в течение 50—70 лет (и, не без помощи кинокомпаний, этот срок регулярно удлиняется), постепенно начинает расходиться со здравым смыслом. Яркий пример — фильмы, выпущенные относительно давно (более 10—15 лет назад), которые так и не стали «популярной классикой». «Переиздавать» их никто не планирует, найти их, по крайней мере, в Украине, сложно или даже невозможно. На Западе они если и есть, то разве что в сильно специализированных магазинах. Даже если удается купить через Интернет, то оплата и доставка на родные просторы напоминает шпионский роман с элементами боевика. Показательно, что даже в законопослушной Великобритании около половины населения не считает аудио- и видеопиратство кражей в полном значении этого слова. Несмотря на многочисленные и дорогие агитационные кампании, призванные убедить в противоположном.

Видеокассета — самый старший из популярных видеоносителей и до недавнего времени остававшийся наиболее массовым. Рассказывать о качестве изображения на видеокассетах нет никакого смысла — кто же их не видел. Разница между «пиратскими» и лицензионными кассетами в плане качества обычно не слишком большая — делаются на схожем оснащении, — но все же есть. Это когда речь идет о «массовом кино», которое пираты делают фактически промышленным способом. Когда же душа желает Висконти и Феллини, качество поштучно изготовленных на обычном магнитофоне третьих или четвертых копий колеблется от плохого до ужасного. Такая проблема заложена в самой природе пленки — каждое последующее копирование, даже на профессиональной аппаратуре, существенно ухудшает качество, и ничего с этим не поделаешь. Однако массовый выход на рынок цифровой видеотехники явно положит конец эпохе пленки. Видеомагнитофоны допродаются по смешным ценам, новые продукты практически не появляются, рекламы нет — происходит типичное «доиспользование рынка». Пройдет несколько лет, в большинстве домов появится если не компьютер, то DVD-проигрыватель, и даже пираты потеряют интерес к рынку. Тогда видеопленка и останется в последней профессиональной нише — у телекомпаний, не имеющих средств сменить Betacam на цифровую технику.

Компакт-диски с фильмами на самом деле не являются чем-то унифицированным — видеофайлы на них попадаются в самых разных форматах. Первым из популярных был формат VideoCD. Рассчитанный на медленные компьютеры, он обеспечивал качество изображения, сравнимое (а зачастую более низкое) с видеокассетами. Особого распространения не приобрел, хотя кое-где попадается до сих пор. С увеличением вычислительной мощности компьютеров появилась возможность эффективнее «сжимать» видео, и начала расти популярность формата Div, разработанного вначале с самой нехорошей целью. О его «пиратской» природе свидетельствует первоначальное написание названия — «Div:)». На сегодня этот кодек (программа для сжатия видео) стал фактическим стандартом, позволяя вместить около двух часов фильма в 700 мегабайт (размер компакт-диска) и сохранить при этом вполне приличное качество изображения. Кодек также стал частично платным — если программное обеспечение для декодирования и дальнейшего просмотра бесплатное, то за софт для сжатия видео придется выложить, если не ошибаюсь, около двадцати безусловных единиц. При этом от проекта откололась группа энтузиастов, которые делают абсолютно бесплатный кодек Xvid.

Разницы между «пираткой» и «лицензией» в случае с компакт-дисками обычно нет. Несложное программное обеспечение позволяет делать идеальные копии. Цифровой формат, в отличие от аналоговой видеопленки, при копировании не приводит ни к каким потерям. Единственное, что следует помнить: «компактные» версии новинок киносезона могут быть на самом деле не копиями с лицензионных CD или DVD, а оцифрованными «экранками». Качество у подобных продуктов такое, что держись.

DVD-диски, появившиеся сравнительно недавно, благодаря агрессивной маркетинговой политике приобрели, по крайней мере в больших городах, значительное распространение. Незнакомое ранее рядовому потребителю качество изображения, шестиканальный звук, возможности изменения языка аудиопотока — масса инновационных черт делают этот формат действительно лучшим выбором. Зачастую вместе с DVD-фильмом размер диска позволяет разместить сопроводительный материал — анонсы похожих фильмов, интервью с режиссером и т.д. Функция субтитров позволяет не просто смотреть фильмы на иностранных языках без не всегда удачного дубляжа, но и приблизиться к оригинальному звучанию фильма и даже освоить или улучшить знание иностранного языка.

Понимая широкие перспективы рынка, компании-правовладельцы особенно жестко борются с DVD-пиратством, иногда не гнушаясь при этом никакими средствами. Нередко в агитационных листках из серии «за лицензионную чистоту» можно прочитать, что, помимо тягот моральной и уголовной ответственности, пользователям нелицензионных дисков грозит скорая и бесповоротная кончина их воспроизводительных устройств. Это, конечно, неправда. Как и то, что видеопиратство угрожает «самому существованию кино». От таких «маленьких неправд» вся борьба с нелегальным распространением медиа-продуктов оставляет вполне естественный осадок: если кто-то борется за правое дело, то почему он при этом столько врет?

Чем в действительности отличается DVD-«пиратка» от аутентичных дисков? Если абстрагироваться от нравственно-этической стороны дела, то от западных лицензионных дисков отличия есть. Другой вопрос, насколько они важны. Прежде всего, может отличаться качество собственно видео — лицензионные диски пишутся обычно на двухслойных дисках (размер около 9 Гб), а пираты нередко экономят несколько гривен и пишут все на однослойные (размером 4.7 Гб). Всякие бонусы — интервью с режиссером, сюжеты со съемок фильма и т.д. — также обычно вырезаются, как субтитры и аудиопотоки на экзотических, по мнению пиратов, языках. К «неэкзотическим» относятся русский и кое-где английский. Отдельного доброго слова заслуживают диски из серии «ирландское рагу» — три, четыре или даже шесть (!) фильмов на одном диске. Если очень повезет, то качество таких дисков (по крайней мере тех, где больше двух фильмов) будет не слишком отличаться от обычных CD. Если же нет — то отличаться будет, и радикально. Недавно участвовал в просмотре «Дней Турбиных», где чья-то умелая рука с целью экономии сжала видео так, что вместо законных 24 кадров в секунду, которые и обеспечивают плавность движений на экране, было от силы 15. Жуткое, скажу вам, зрелище. Поэтому лучше все-таки покупать одно- двухфильмовые DVD-диски.

При этом следует отметить, что подобное сравнение справедливо только для «массовой пиратки» и оригинальных CD, выпущенных на Западе. Поскольку с «легальными» DVD-дисками, выпущенными на пространствах СНГ, возможны разные варианты — урезанные бонусы (собственно, это лишний оптимизм — возможно, они НЕ БУДУТ урезаны); возможно, дубляж будет осуществлять компания простуженных студентов неизвестного института. Причем, судя по дикции, не театрального, а физкультурного. Нет, конечно, возможно, что все будет нормально. И ничуть не хуже, чем на «западных» дисках. Такая лотерея со стоимостью билетов 10—30 условных единиц часто кажется занятием непродуктивным.

А компании, специализирующиеся на выпуске оптических носителей, уже понемногу испытывают прототипы дисков нового поколения — размером 20, 40 или даже 100 гигабайт. Между промышленными альянсами идет следующая серия «войны форматов» — чей формат станет в ближайшем будущем стандартом де-факто. В конце концов, какая разница, какого цвета будут коробочки, диски или какие-то другие железки? Главное, чтобы они были доступными и приносили максимум удовольствия в процессе просмотра. А «войны форматов» оставьте производителям...