UA / RU
Поддержать ZN.ua

ДВАДЦАТЬ ШЕСТЬ ВЕКОВ СПУСТЯ...

Керчь веет пылкой тоской, такой же смутной, как и память о древнем царе Митридате. К. Паустовский Начну несколько пафосно, тема античности бессмертна...

Автор: Алла Подлужная

Керчь веет пылкой тоской, такой же смутной, как и память о древнем царе Митридате.

К. Паустовский

Начну несколько пафосно, тема античности бессмертна. Этот период в истории цивилизации предстает перед человечеством величественно, как печаль о безвозвратном прошлом, и возвышенно, как память о времени высочайшей культуры. События древности, неимоверные в своей сложности, беспрецедентные в парадоксальности, нашли отображение в различных жанрах искусства. Наиболее ярко выглядят они в античной драме.

Бессмертность античности доказывают во всем мире, в Украине планомерно и осознанно занимаются этим только в одном городе, древнейшем городе нашей страны, возраст которого насчитывает двадцать шесть веков, в Керчи. Несколько лет в Керчи существует Благотворительный фонд «Деметра», названный в честь покровительницы города богини плодородия Деметры (президент Татьяна Умрихина). Сфера деятельности фонда широка, существует и археологическое направление, и общественно-историческое, но, наверно, самое основное — культурное возрождение этого древнейшего, удивительного края. Культурная идея воплотилась в организации в Керчи не имеющего аналогов в Украине Международного фестиваля античной драмы «Боспорские агоны». Самое деятельное участие и материальную поддержку фестивалю оказали Национальный Союз театральных деятелей, Министерство культуры и искусств Украины, Министерство культуры Крыма, Керченский городской совет, Фонд содействия развитию искусства, Фонд «Відродження». Агонами в Древней Греции назывались соревнования в какой-либо сфере человеческой деятельности. Современные «Боспорские агоны» стали соревнованием актеров. В этом году керчане (благодатнейшие театральные зрители) приветствовали участников Второго Международного фестиваля античной драмы «Боспорские агоны». Как когда-то древний философ Диоген днем с огнем искал человека, так собрались двадцать шесть веков спустя в Керчи современные театральные интерпретаторы античных идей «искать искусство».

На суд авторитетного жюри (председатель н.а.У. Лариса Кадырова) было представлено семь конкурсных и пять внеконкурсных спектаклей. Лидерами творческого соревнования стали Ереванский государственный ТЮЗ и Санкт-Петербургский академический театр им. Ленсовета. Спектакль «Антигона» Софокла в постановке А. Казанчана был признан лучшим спектаклем фестиваля, исполнитель роли Креонта А. Карапетян — лучшим актером. Армянская «Антигона» явила собой пример современного взгляда на проблему противопоставления власти и отдельного человека, противопоставления силы ценностям моральным. Решенный способом откровенной театральности сюжет о непостижимых лабиринтах тяги человека к внутренней свободе, о возможности самостоятельных решений, созвучных велению сердца, сжался до размеров притчи. Да уж, верно подметили древние: «Не проходит безмятежно человеческая жизнь».

Это умозаключение подтвердил и спектакль Санкт-Петербургского театра им. Ленсовета «Калигула» А.Камю. Режиссер спектакля Ю. Бутусов получил приз за лучшую режиссуру, актер К. Хабенский, исполнитель роли Калигулы, разделил с А. Карапетяном звание лучшего актера. «Калигула» поразил высоким профессионализмом. В нем прослежена актуальная сейчас анатомия идеи власти, показано безумство власти, какие шансы открывает она, как отметается ею принцип невозможного. Спектакль зрелищный, эмоциональный, с неожиданным, впечатляющим пластическим решением, выразившим суть отношений «короля и приближенных». Создатели спектакля сделали акцент на сентенции Камю: могущество разрушения против радости созидания. Во все времена «императоров хватает, не хватает настоящих людей».

С отличным творческим результатом к финишной линии фестиваля подошел и Харьковский театр-студия «Арабески». Показанный им спектакль «Энеида» — бурлескная пародия по И. Котляревскому, был награжден призом за современное прочтение классики, а исполнительница роли Энея — Наталья Цымбал — признана лучшей актрисой. Неожиданно свежее и изобретательное решение «Энеиды» в режиссуре С. Олешко доказало, что для хороших актеров (а их в спектакле всего четверо) и при убедительной постановочной идее, не нужно огромных декораций, громоздкого оформления. Достаточно таланта, самоотдачи, высочайшей актерской техники, и в результате спектакль «засияет» как произведение чистого искусства.

Спектакль «Метаморфозы» по Овидию театра «Сатирикус» (Молдова) отличался от драматических спектаклей своим жанром. В нем поэзия древнего римского поэта была изложена пластическо-музыкально-световым образом. Модерный танец, современная хореография, выразительная сценография — вот тот фон, на котором предстала многомерность бытия по современно решенному Овидию.

Днепропетровский молодежный театр-студия «Верим!» показал свою версию «Антигоны» Софокла и Ануя (режиссер В. Петренко). Молодые актеры в своем спектакле сделали приоритетной мысль о единоборстве с судьбой, об обязательном присутствии долга и подчинении ему собственной жизни.

По традиции в конкурсной программе были представлены самодеятельные коллективы Керчи. Драматический народный театр «Зодчие» показал комедию «Диоген» Б. Рацера и В. Константинова (реж. М. Абраменко). Античный театр городского дома культуры — спектакль «Лизистрата» Л.Филатова (реж. Ю.Рогоза). О состязании с профессионалами речь, конечно, идти не могла, но несомненно поиски любителей проникнуты тягой к творчеству.

Внеконкурсную программу представлял Киевский экспериментальный театр — уличным спектаклем «Карнавал «Мечты». Крымско-татарский музыкально-драматический театр показал последнюю премьеру «Бахчисарайский фонтан». Ереванский ТЮЗ — еще один спектакль, собственную версию «Гамлета». Киевский франкоязычный театр «Вуаля» показал уже известную керчанам «Антигону» и новый спектакль «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Бомарше.

Отдельными страницами фестиваля «Боспорские агоны», превратившего несколько дней жизни Керчи в беззаботный и счастливый праздник театрального искусства, стали церемонии открытия и закрытия фестиваля. На ступенях древней Большой Митридатской лестницы, где особенно чувствуется дыхание столетий, пронесшихся над «вечным городом», как называют здесь Керчь, происходило действо встречи богини Деметры, сошедшей благословить фестиваль.