UA / RU
Поддержать ZN.ua

Два «идиота» на один Киев: шок ноября

В третью декаду ноября, словно сговорившись, нашу столицу посетят два высокопоставленных европей...

Автор: Лесь Ильенко

В третью декаду ноября, словно сговорившись, нашу столицу посетят два высокопоставленных европейских «идиота»… А если без шуток, то 24, 26 и 27 ноября — подлинное празднество для киевских театральных гурманов (таковых немного и осталось). На больших площадках в центре представят свои шумные постановки Эймунтас Някрошюс и Андрей Жолдак. Режиссеры, давно ставшие фаворитами европейских театральных «салонов» и сезонов, во многом —законодатели театральной моды. Украинец Жолдак, сегодня активно работающий в Финляндии (заметный успех сопровождал его «Анну Каренину» в тамошнем муниципальном театре), покажет землякам румынскую версию «Жизни с идиотом» по мотивам рассказа Виктора Ерофеева. А гений современного театра Эймунтас Някрошюс привезет прибалтийского «Идиота» (театр Meno Fortas).

«Жизнь с идиотом» Андрея Жолдака поставлена в румынском театре Radu Stanca. Как сообщила «Зеркалу недели» Екатерина Жолдак, продюсер и ассистент многих проектов Андрея, именно румынская сторона и обеспечит визит в Киев 24 ноября (спектакль пройдет на сцене экс-Октябрьского дворца). Помимо самой постановки, по заявлению г-жи Жолдак, в Киеве пройдут также два мастер-класса режиссера и автора рассказа г-на Ерофеева. Кстати, рассказ Ерофеева датируется 1980-м. В этом произведении о некоем идиоте Вове, поселившемся в интеллигентной семье и устроившем мирным людям сущий ад, коммунальный бред, многие почему-то видели образ Владимира Ленина… Который на другом уровне «обустроил» жизнь огромной территории! К рассказу Ерофеева в 1990-е обратился композитор Альфред Шнитке. Именно социополитические подтексты стараются находить в этом произведении. Жолдак же, по мнению румынской прессы, в своей постановке совершенно аполитичен. В своей излюбленной визуальной манере он «раскрывает» перед зрителем разные пространства коммунального пекла, утверждая, что на самом деле «ад» — внутри человека, а не вокруг него. Эта постановка, возможно, шокирует поклонников традиционного театра, так как зрителю гарантированы истерики на сцене, мастурбация, блевание кукурузными хлопьями с молоком… Как известно, процесс человеческого безумия украинский режиссер умеет на сцене представить во всей красе и объемности. Такая «Жизнь с идиотом» полюбилась многим фестивальным селебритис, спектакль при этом действительно шокирует… А режиссер — не унывает. И очень скоро готовится выпустить большую книгу — свою теорию театрального процесса (на основе собственной же практики).

«Идиот» режиссера Някрошюса
«Идиот» Эймунтаса Някрошюса поставлен относительно недавно. Впервые представлен в Италии, Тиволи, на постановку съехалось 1000 фанатов этого режиссера со всего Апеннинского полуострова. За это время спектакль также побывал с гастролями в России, Португалии, естественно, в Литве. А режиссер уже даже приступил к репетициям «Калигулы» с Евгением Мироновым и Марией Мироновой — в московском Театре Наций.

— Это мог быть и другой роман Достоевского, но я уверен, что именно «Идиот» самый легкий из многих его «томов», таких, например, как «Преступление и наказание» или «Бесы», — говорит сам Някрошюс.

Впрочем, легкость, как и покой, на такой постановке зрителю могут только сниться. Действо рассчитано на пять с лишним часов. Поэтому начало в 18.00 (театр имени Ивана Франко — 26—27 ноября). Спектакль переполнен метафорами Някрошюса. Зритель волен выбирать и трактовать каждый полюбившийся ему образ. Например, кожаные дорожные чемоданы у этого режиссера превращаются в петербургские разведенные мосты, а железные спинки кроватей становятся похожими на призрачные силуэты кладбищенских оград. Сигаретный дым в этом спектакле — дым отечества. А сам спектакль сравнивают с «огромным парусным кораблем с несущими образами-мачтами». В любом случае аллюзии с нашумевшей трактовкой этого романа на ТВ — режиссер Владимир Бортко и актер Евгений Миронов — будут более чем любопытны. К сожалению, почти не осталось в Киеве тех, кто видел «Идиота» Товстоногова и Смоктуновского. И тут уж, как говорится, сравнивать не с чем.