В.Папий. «Лаки» |
Некоторые киевские галереи скорее напоминают то ли элитные клубы, то ли явочные квартиры. Попасть в них простому неинформированному смертному нелегко. Я понимаю: на неоновую рекламу у бедного искусства ресурсов не хватает, но хотя бы табличку с названием оазиса культуры над входом повесить можно было бы. Неужели галерейщики остерегаются неуправляемых толп недипломированных ценителей искусства? Еще долго им ждать такой стихии. А вот бедных студентов, у которых государственная культурная политика еще не до конца изъяла мозг, и богатых интуристов, к чьим кошелькам наше государство просто не в состоянии добраться, искренне жаль. Проходят они под окнами, за которыми живет прекрасное, и никогда им не встретиться...
Будем считать, что автор принадлежит к осведомленному слою, поэтому, спугнув хронически дремлющего на ступенях кота, он нажимает кнопку звонка: «Добрый день! Позвольте приобщиться к высокому искусству». — «Пожалуйста!» Сегодня в галерее «Тадзио» «Цветные истории» Светланы Мурованой. Действительно, все достаточно пестро. Статичные молодые люди на холстах живут — или делают вид, что живут, — яркой полноценной жизнью. Но мне почему-то больше нравятся животные — коты, собаки, лисица, крыса, львица, саламандры. Их образы красной нитью проходят через творчество этой художницы, и если я не нахожу в композиции изображений братьев наших меньших, ощущаю недовольство.
В галерее «Ателье Карась» живописные и графические упражнения Николая Кривенко, объединенные названием «Она». Интересно сравнивать умело, академично выполненные карандашом — еще, очевидно, студенческие — изображения обнаженной натуры и современный лаконизм и сознательное издевательство над формой «Ее» уже опытного художника. Довольно органично в идею проекта вписываются густо выкрашенные в серо-синий цвет настоящие женские шляпки. Не бабушка ли художника дефилировала в них по Крещатику?
Жара! И душа, и тело жаждут моря. Или хотя бы прохлады. На Подоле ее всегда можно найти под древними сводами Киево-Могилянской академии. Заодно стоит ознакомиться с новой экспозицией в Центре современного искусства.
Справа — «Трансформация Франклина» Романа Листвака и Наталии Пинчук. Горемычный президент Бенджамен — и надо было ему влипнуть в эту стодолларовую купюру! Пожалуй, только над Джокондой компиляторы святого и праведного издевались больше. Слева — «Удобная среда» Лады Наконечной. Фотографии перпендикулярных структур — окон, водосливных решеток, надгробных плит и т.п. Очевидно, целью этого проекта было открыть человечеству глаза на то, что линии, пересекающиеся под углом 90°, — это плохо. Сходить налево и направо заняло у меня не более пяти минут — общее впечатление, как от микроклимата в залах центра: ни жарко ни холодно.
А вот плоды труда В.Ефименко в галерее «L-арт» после общения с «новым» искусством воспринимаются как настоящий бальзам для души. Море, наконец я вижу море. Нежные волны, ласковое солнце, розы, сирень, беседки, зонты, изысканные дамы, не менее благородные господа. Дореволюционный мир хотели видеть таким все родившиеся после 1917 года. Трудно поверить, что эти весьма трудоемкие работы выполнены в 2003 году.
Так же откровенно стремясь вызвать ностальгию по тому, чего никогда не было, организовали и выставку «Абсент и отсутствие»: сладкий вкус декаданса» в галерее «Совиарт». Как не пропагандируй на наших просторах этот многоградусный напиток, о котором еще Флобер писал, что он убил больше французов, нежели бедуины, а родным все равно не станет. Даже если весь наш народ переселится в казино и кабаре. Кажется, что только в вышеупомянутые учреждения культурного отдыха и общественного питания органично вписались бы в общем достаточно умелые работы Елены Онуфрив, Александра и Иванки Войтович. Печально констатировать, но динамика роста, без сомнения, не в пользу музеев и выставочных залов. Что ж, будем надеяться, что наши граждане все как один выиграют бешеные деньги в новых лас-вегасах и нью-монако и мгновенно вложат их в искусство. Надежда спивается последней...
Большинство людей в нашем государстве все же были в состоянии хотя бы однажды пообщаться с красотами крымской природы. Но даже ритуальные отдыхающие увидят на холстах Виктора Папия, экспонируемых в «Галерее, 36», незнакомый полуостров. Ведь непривычно видеть золотоосенние или заснеженные ландшафты ЮБК.
Заглянув сначала за стекло галереи «Ирэна», я чуть не передумал туда заходить — снова эти большие фото, сделанные аппаратом с большим объективом. И ошибся. Выставка Владимира Безова — живопись, выполненная в классической технике. Трудно даже представить, сколько труда и таланта вложил этот художник в каждую свою работу. И еще труднее поверить, что главными персонажами всех представленных холстов являются обычные камни, которые мы, взяв в руки и промыв в морской пене, кладем в рюкзак и обязательно привозим домой, как воспоминание о месте, где почувствовали себя свободными и счастливыми. Живопись Владимира Безова не бездумный фотореализм или демонстрация мастерства — она гармонична и насыщена почти гипнотической энергией, что дает ощущение наслаждения, которое, очевидно, почувствовал сам Творец, вдохнув жизнь в камень...
Еще совсем недавно я встречал его как всегда с планшетом в руках, как всегда поглощенного заботами об организации очередной выставки, как всегда приветливого. Спросил меня: «Рисуешь?» — «Рисую». — «Хорошо!» Не стало замечательного мастера Юрия Химича. Много лет он неутомимо работал, стремясь, как мне кажется, оставить нам в своих работах всю красоту мира. Общаясь с его живописью, понимаешь, что архитектура может пребывать в абсолютной гармонии с природой и что в человеческих силах создать этот симбиоз. Несколько поколений архитекторов и художников могут гордиться, что их учителем был Химич. Еще в 1980 году на крымской практике по рисунку и живописи Юрий Иванович говорил нам: «Не ленитесь рисовать все, что хотя бы промелькнет рядом с вами — даже набросок из нескольких линий поможет вам через много лет воссоздать в памяти увиденное». Помню, в автобусе, который вез большую шумную группу студентов в Севастополь, Химич коснулся руки какой-то пассажирки и, указав на нас, произнес: «Вы знаете, кто это? Это все мои дети!» Вы не ошибались, Учитель!