UA / RU
Поддержать ZN.ua

ДРУГИЕ ЛИКИ ИИСУСА

«Христос — абсолютно самобытен и абсолютно уникален. Если бы он был просто мудрецом, подобным Сок...

Автор: Лариса Александрова

«Христос — абсолютно самобытен и абсолютно уникален. Если бы он был просто мудрецом, подобным Сократу, если бы он был пророком, подобным Мухаммеду, если бы он был просветленным, как Будда, несомненно, он не стал бы тем, кем он есть».

Иоанн-Павел II

С момента своего избрания Иоанн-Павел II хотел одного — пройти там, где ступала нога Иисуса, прочитать проповедь с того места, где наставлял своих учеников Иисус, и вознести молитву там, где Иисус был распят, где он умер и где он был похоронен. Недавно папа римский, немощный телом, но не сломленный духом, осуществил заветную мечту, совершив долгожданное паломничество в Святую Землю. Лично для понтифика это было «путешествие с Богом», во время которого даже телевизионные камеры не прерывали таинства его общения с Всевышним, когда он возносил слова молитвы у главных святынь христианства. Однако земля Палестины священна не только для христиан, но также для иудеев и мусульман. Поэтому встречи папы римского с представителями этих двух религий в ходе данной поездки дают основание считать ее шагом к религиозному примирению. За время своего пребывания на этом посту Иоанн-Павел II более девяноста раз признавал прошлые ошибки своей церкви и просил прощения как у мусульман и иудеев, так и у протестантов и православных христиан за грехи, совершенные во имя католической веры. К сожалению, его усилия не всегда находили должный отклик. В этом году, юбилейном для католической церкви, он посетил Иерусалим, город мира, в надежде навести мосты между тремя монотеистическими верами.

Несомненно, в этих религиозных учениях много общего. Все три религии исповедуют веру в одного Бога, который оставил верующим свои заветы в Священном писании. Все эти религии рассчитывают в конечном счете на торжество Божьей справедливости. И все они признают образ Авраама как «отца в вере». Часто, однако, они не замечают еще одну общую для всех трех вероисповеданий фигуру: Иисуса из Назарета.

ИУДАИЗМ

Из Евангелия следует, что Иисус был евреем, и это казалось само собой разумеющимся. Но еще до конца первого века существования христианства вера в Иисуса как Господа Бога и Спасителя затмила его более ранний образ иудейского пророка и чудотворца. На протяжении долгих отрезков истории развития западного общества Иисус изображался то греком, то римлянином, то голландцем и даже —в нацистской Германии 1930-х годов — белокурым и дородным арийцем, скроенным в полном соответствии с идеалами антисемитизма. Даже в истории иудаизма образ Иисуса ассоциировался с вероотступничеством, а набожным иудеям предписывалось вовсе не произносить его имя.

Действительно, отсутствие внебиблейских доказательств существования Иисуса привело к возникновению мнения, что его образ является продуктом художественного вымысла, принадлежащего церкви периода раннего христианства. На самом деле существовало около шести коротких отрывков, впоследствии изъятых из Талмуда, в которых, по мнению некоторых ученых, косвенно упоминался Иисус. В одном из этих текстов речь идет о суде над еретиком по имени Йешу (Иисус), однако ни один из рассказов не представляет ценности для исследователей жизни Иисуса в качестве самостоятельного документа. Пожалуй, единственным ранним текстом, имеющим реальную историческую значимость, можно считать краткое описание Иисуса, сделанное еврейским историком I века Фалвиусом Йозефусом. Йозефус пишет об Иисусе как о «мудреце», «творце поразительных деяний» и «учителе», который был распят и имел после смерти последователей, называвшихся христианами. По мнению Джона Майера, исследователя библейских текстов из Нотр-Дама, исторически Иисус был «евреем-маргиналом в маргинальной провинции Римской империи» и поэтому не удостоился серьезного внимания со стороны современных ему римских летописцев.

Когда в XVIII веке скептически настроенные ученые, взяв за основу текст Евангелия, начали поиски «исторического Иисуса», мало кто из представителей еврейской интеллектуальной среды решился присоединиться к ним. Одним из немногих, кто сделал это, был Абрам Гейгер, немецкий раввин и один из первых представителей реформаторского еврейского движения. Он заметил желание либеральных протестантов выйти за рамки христианской догмы в толковании образа Христа как чего- то сверхъестественного и найти в евангельских текстах скрытый дотоле образ высоконравственного просвещенного учителя. В результате самостоятельно проведенного исследования Гейгер сделал вывод, что верой и учением Иисуса был иудаизм либеральных фарисеев, исповедуемый в I веке одной из иудейских сект. Гейгер полагал, что Иисус был реформатором-фарисеем, но его учение было извращено последователями и после смешения с элементами язычества породило догмы христианства. Таким образом, будучи далеко не уникальным религиозным гением, в противовес утверждению либеральных протестантов, Иисус Гейгера выступил орудием демократизации унаследованного им учения. По Гейгеру, первыми христианами стали не фарисеи, а их оппоненты саддукеи, впоследствии распространившие мнение о фарисеях как о законопослушных лицемерах, что позднее нашло отражение в евангельских текстах. Итак, Гейгер и другие еврейские ученые после него проводили различие между верой Иисуса, которую они рассматривали как либеральный иудаизм, и верой в Иисуса, которая стала христианством.

Еще одно представление об Иисусе порождено Холокостом, т.к. ужас геноцида наложил отпечаток на творчество некоторых еврейских художников и писателей: они использовали образ распятого Христа применительно к евреям — жертвам нацизма. Это очевидно из леденящих кровь полотен Марка Шагала, на которых умирающий Иисус помечен иудейскими символами.

ИСЛАМ

В прошлом году в начале рамадана представители Ватикана направили поздравления мусульманам мира, приглашая их рассматривать Иисуса как «образец и вечное послание человечеству». Но для мусульман великолепным образцом для подражания служит пророк Мухаммед, и в Коране (только в тексте на арабском языке) указано, что само Слово Божье живет среди нас. Однако и в этом случае мусульмане признают Иисуса великим пророком и обращаются к нему по имени Иса ибн Мариам — Иисус, сын Марии, единственной женщины, упоминаемой по имени в Коране. В то время как многие христиане отрицают факт непорочного зачатия Иисуса, мусульмане не сомневаются в его истинности. По мусульманским представлениям правда об Иисусе содержится в Коране, а не в Новом Завете, который, как они считают, испорчен ошибками, допущенными людьми. Сведения также черпаются из хадисов, устных пересказов, и комментариев ученых. Эти источники свидетельствуют, что Иисус был рожден Марией под пальмовым деревом в результате непосредственного деяния Бога. С колыбели Иисус-ребенок провозглашает себя не Сыном Божьим, а Божьим Пророком, т.к. по Корану Аллах «выше того, чтобы иметь сына». Иисус чудесным образом возвращает зрение слепым, исцеляет прокаженных, тем самым проявляя себя как мессия или «помазанник Божий». Хотя мусульмане не должны молиться никому, кроме Аллаха, в быту распространены молитвы, обращенные к Иисусу, Марии или Иоанну Крестителю.

В Коране Иисус не умирает и не воскресает. Мусульмане верят в то, что Иисус попросил Бога спасти его от распятия, и Бог внял его мольбе и взял его на небеса. С наступлением конца света, как считают мусульмане, Иисус спустится на землю для одержания победы над антихристом и восстановления истинного положения вещей. Его присутствие будет доказательством того, что распятие было мифом, и впоследствии он умрет естественной смертью. «Иисус вернется мусульманином», полагает Сайед Хуссейн Наср, профессор отделения исламских исследований университета имени Джорджа Вашингтона, «в том смысле, что он объединит всех верующих в полном повиновении одному Богу».

ИНДУИЗМ

В Евангелии ничего не говорится о жизни Иисуса в период между его посещением древнего иерусалимского храма, когда он мальчиком был там в сопровождении родителей, и началом его пастырской деятельности в тридцатилетнем возрасте. Но в Индии жива вера в то, что подростком Иисус убежал от своих родителей и отправился в путешествие по юго-восточной Азии, с целью изучения приемов медитации йогов. Затем он вернулся домой и стал наставником евреев. Эта легенда показывает, с какой легкостью индуизм впитывает образы, обожествляемые другими религиями. Для индусов Святой Землей является Индия, с ее священными горами и реками, населенными местными божествами — их насчитывается более трехсот тысяч. Поэтому появление Иисуса в Индии для того, чтобы раскрыть тайну своей божественной наследственности, выглядит вполне естественно.

БУДДИЗМ

Жизнеописания Иисуса и Будды удивительно похожи. Оба рождаются у матерей-девственниц в результате непорочного зачатия. Оба покидают родной дом и отправляются скитаться в пустыню. Обоих искушает Сатана. Оба возвращаются домой просвещенными, творят чудеса и своими учениями бросают вызов существующему религиозному истеблишменту. Однако здесь имеется непреодолимое различие: христианин никогда не сможет стать Христом, в то время как целью каждого серьезного буддиста является достижение состояния, отождествляющего его самого с Буддой.

Таким образом, буддисты, лишая христианского Иисуса индивидуальности, трансформируют его в образ более похожий на Будду. Роберт Турман, исследующий буддизм в Колумбийском университете, считает, что «буддисты могут воспринимать Иисуса Христа в качестве эманации, порождения или «истинного тела» Будды». Для буддистов Тибета Иисус является высокопросвещенным существом, давшим клятву помогать другим в обретении просветленности духа. Однако трактовать Иисуса в образе буддиста — это значит превращать его в того, кем он никогда не был. Иисус все же верил в Бога, создателя и вседержителя вселенной, — в то, во что буддисты не верят. Он верил в концепцию греха, что также не является буддистским понятием. Иисус не проповедовал сострадание как способ избавления от плохой кармы, он не рассматривал жизнь как цикл, состоящий из цепи сменяющих друг друга смертей и воскрешений. Короче говоря, сам Далай Лама сравнивает попытки комбинирования Иисуса с Буддой с «подстановкой головы яка к туловищу барана». Ничего из этого не выходит. Различие между Иисусом и Буддой можно отчетливо увидеть на примере того, как каждый из них покинул этот мир. Смерть Будды была спокойной, подобной затухающему пламени тихой кончиной, результатом последнего воскресения. В то время как Иисус умирал мучительной смертью — распятый на кресте, покинутый Богом, но покорный его воле.

Иисус стал близким, даже любимым образом для многих последователей азиатских религиозных учений. Протестантский теолог Джон Кобб, сторонник межконфессиональных диалогов, считает, что «в то время, как мир становится меньше, фигура Иисуса будет расти все больше и больше». Возможно, так оно и будет…

По материалам журнала «NEWSWEEK»