UA / RU
Поддержать ZN.ua

DRANG NACH ТРОТУАРЫ

На улице Шевченко в Херсоне сооружена… баррикада. То ли бастовавшие учителя возвели, то ли вооруженные силы огневую позицию устроили - сразу не разобрать...

Автор: Маргарита Субтеля

На улице Шевченко в Херсоне сооружена… баррикада. То ли бастовавшие учителя возвели, то ли вооруженные силы огневую позицию устроили - сразу не разобрать. На поверку оказалось - скучная от обыденности проза. Владелец престижного особняка с гаражом в цокольном этаже не вписался в тесные рамки отведенного участка. Именно пандус для въезда и не поместился. Со всеми своими бордюрчиками и барьерчиками. Тротуар же стал не помехой, а наоборот - свободной зоной для расширения жизненного пространства.

По тому же принципу - «еще немного, еще чуть-чуть» - коттеджи и гаражи, сарайчики и амбары, заборы и оградки поглощают пешеходные зоны на улицах Херсона. А чего стесняться частникам, коль такой уважаемый орган, как Суворовский РОВД, окружил свое здание по улицам Маяковского и К.Маркса «карманами» для стоянки ведомственного автотранспорта. А рядом разбил тщательно спланированный зеленый уголок - разумеется, огражденный металлическими решетками. Само собой, за счет тротуара. А для пешеходов оставлена узенькая тропинка и… широкая проезжая часть улицы.

Похоже, градоустроительный зуд обуял всех, кому только не лень. Взгляните, к примеру, на «художественные» пристройки - подсобки. Первоначально они возникли как компенсация неудобств первого этажа хрущоб. Сегодня ими обрастают даже многоэтажки всех времен, видов и размеров. Говорят, кое-где уже и трехэтажные подсобки не диковинка. Или возьмите погреба. Они в буквальном смысле изуродовали зеленые зоны вокруг домов. Не знаю, роют ли их в других городах или это особенность Херсона, но у нас сей вид зодчества весьма популярен. И не такое встречается. Взбрело, скажем, кому-то в голову перегородить внутриквартальный проезд - проблем нет, в дело идет все - от бетонных глыб и толстенных труб до противотанковых ежей из подручных материалов с ближайшей свалки. Архитектурные изыски учреждений, фирм, фирмочек, изобретательных граждан доходят порой до архитектурного беспредела. А если к этому добавить хронически облезлые фасады, кучи залежалого мусора да дырявые тротуары, картина вырисовывается прямо-таки плачевная.

- Все это так, - соглашается главный архитектор Херсона Вячеслав Громыхин. - Раньше тоже ненамного лучше было, но сейчас, сами знаете, какие времена. Денег на благоустройство нет и в ближайшем будущем не предвидится. Так что мы практически бессильны. Да и как заставить жителей отказаться от погребов, если негде ту же картошку хранить? Или подсобки. Они незаконны, мы вправе штрафовать, но не более чем на 10 необлагаемых минимумов. А суды подобные дела к рассмотрению не принимают - сперва нужны несколько предписаний, предупреждений, штрафов и т.д. Кто же будет заниматься этой волокитой?

Действительно, кто? Вроде бы и много городских служб, а некому. Недавно созданный государственный архитектурно-строительный контроль регистрирует и контролирует только крупные стройки вне зависимости от формы собственности заказчика. Было бы лицо юридическим. (А физическое, согласовав проект в районной архитектуре, вольно строить как Бог на душу положит) Городскому дорожному управлению не до того - успеть бы асфальт залатать. Коммунальщикам и вовсе недосуг - то воды у кого-то нет, то авария приключится. Вот и выходит - дитя без глазу…

Все мои собеседники из городского чиновного люда единодушно сетовали на пустую муниципальную казну - дескать, без денег что сделать можно. Так что же, лицо города - дело далеко не первостепенной важности, есть и поважнее?

Если вдуматься, проблема даже не сводится к банальным рассуждениям о лице города. Во времена общественных поворотов теряем многое из ранее обретенного. И, пожалуй, самое трудновосполнимое - нравственность. В смысле внутреннего запрета на любые деяния, доставляющие неприятности окружающим. А если еще поглубже, то ведь здания, парки, улицы, даже фонарные столбы создают вокруг нас своеобразную ауру, воздействуют на наш внутренний мир. Кому не известно чувство: здесь так красиво, что сам становишься лучше. Такое ощущение памятно мне по израильскому кибуцу Мишмар-ха-Негев, где постройки привольно раскинулись в свободной планировке, любовно ухожены газоны, все окружено деревьями и цветами. Удивительно единство поселка с окружающим ландшафтом, где ничего не спорит с природой, а органично сливается с ней. Эта же гармония трансформируется и в отношения людей между собой. Старожилы не смогли вспомнить ни одного скандала, склоки, дрязги.

Мы же не задумываясь уродуем природу, да и вообще весь окружающий нас материальный мир. И живем в этом уродстве, не замечая, как оно мстит, в свою очередь уродуя нас. Никуда не денешься - извечная диалектическая связка бытия и сознания. Поэтому и надо бить тревогу - призвать к порядку, а порой и власть употребить. И разве требуются особые затраты, чтобы соблюдать никем не отмененные правила? Не допускать, к примеру, такую дикость, как стоянка автотранспорта на газонах; отвести коммерческим киоскам такие места, чтобы пешеходам не мешали и деревья уцелели; отдать бомжеубежища (можно - кошкоубежища) жильцам под кладовые, тогда и погреба рыть не понадобится. А вот тротуарных агрессоров обложить бы крепким налогом за каждый оккупированный квадратный метр - враз вписались бы в отведенные участки. А штрафов за парковку в неположенных местах, без сомнения, хватило бы на сооружение так нужных автостоянок. Платных. И казне городской кое-что перепало бы.

Так что дело, по всей видимости, не в пустой казне. Точнее, не только в ней. Ведь пораскинули мозгами городские власти Херсона и нашли при повальном безденежье, как привести в порядок фасады центрального проспекта Ушакова. Намечаются сдвиги и в обустройстве рынков, стоянок, наведении мало-мальского порядка на улицах (оговорюсь, речь пока только о центральной части города, чуть в сторону…). Значит, можно, если только захотеть. Похоже, именно хотения нашим самоуправляющим структурам и не хватает - все бюджетных поступлений ждут. А поэтому любимый город может спать спокойно. Экспансия «drang nach тротуары» продолжается.