UA / RU
Поддержать ZN.ua

Дождемся ли мы Помпиду?

«Приходите! Вы в центре Парижа! Вы в Центре Помпиду! Открыто каждый день с 11 до 21-го, допоздна (до 23 часов) выставки открыты по четвергам»...

Автор: Олег Козак

«Приходите! Вы в центре Парижа! Вы в Центре Помпиду! Открыто каждый день с 11 до 21-го, допоздна (до 23 часов) выставки открыты по четвергам». Кипы рекламных буклетов лежат в каждом парижском отеле. Желаете приобщиться к мировой культуре — нет проблем. Билеты не дороже обеда в китайском ресторанчике — экономить грех. Когда еще удастся своими глазами увидеть мифологизированных Матисса, Пикассо, Дали, Кандинского, Маггрита, Ворхола и убедиться, что легенды того стоят. Одно дело — знать о десятках музейных километров Парижа, совсем другое — отмерить их собственными ногами. Единственная досада — отнюдь не многим родным, близким, знакомым уже посчастливилось побывать там, где довелось побывать мне. И от этого становится горько — сколько поколений украинцев были полностью изолированы от наиболее насыщенной культурным достоянием части своей большой родины — Европы. Знаменитый француз Шарль Монтескье, которого любит цитировать наш президент, еще в начале XVIII века писал, что подданным московского царя, «которые все рабы за исключением четырех семейств... запрещено покидать пределы своего государства, пусть даже для путешествия». Юридически мы теперь независимы, однако барьер существует — визовый, психологический, финансовый... Но если гора не идет к Магомету... Франция — мировой лидер по количеству культурных центров, открытых за ее пределами, снова делает шаг навстречу Украине.

В Национальном музее изобразительного искусства состоялась пресс-конференция президента Центра Жоржа Помпиду Брюно Расина и директора Национальной студии современного искусства в городе Френуа Алена Флешера.

Заинтересованность украинской стороны оказалась большей, нежели ожидали организаторы, и отведенный для общения зал не смог вместить желающих утолить информационный голод. Впрочем, это намного лучший вариант, чем комфорт в окружении пустых стульев. Визит французских деятелей культуры носит, прежде всего, информационный характер и чем-то даже напоминает лекцию хороших пропагандистов доброго дела. Конечно, не стоит ожидать особо масштабных общих проектов от первых контактов. Особенно учитывая то, что украинские художники, хотя и работают на вполне европейском уровне, катастрофически проигрывают на организационном и финансовом поле. Каждая, даже внутриукраинская художественная акция превращается в изнурительный марафонский забег, после которого художнику часто не то, что творить, — дышать тяжело. Мировые художественные двери никогда не закрывались перед нашими художниками, но даже небедное мероприятие нечасто идет на финансирование таких «мелочей», как билеты для автора и транспортные затраты на доставку экспонатов. А эти относительно незначительные суммы для большинства украинцев (и художников, конечно) — почти непреодолимый барьер. Я, да, думаю, и все присутствующие на пресс-конференции завидовали тому, что Центр Помпиду в течение дня принимает такое количество посетителей, о котором могли бы только мечтать киевские музеи вместе взятые на протяжении месяца. Кажется, еще совсем недавно архитектура новейшего центра волновала общественную мысль, поляризуя ее, как во времена Эйфелевой башни, а в 2007 году уже будет отмечаться 30-летний юбилей этого perpetuum mobile мировой культуры. Как хотелось бы иметь в Украине место, где были бы сконцентрированы богатейшая фонотека мировой музыки, общедоступная библиотека, непрерывный калейдоскоп выставок. Не стоит считать, что Франция может жить исключительно пропагандой искусства предыдущих поколений. Эта страна постоянно вынуждена поглощать тысячи людей, не нашедших счастья и успеха на родине. И удивительно, что французам удается смесь часто антагонистичных культур преобразовывать в культуру французскую. Что привлекает внимание во Франции — так это отсутствие малейшего страха перед совмещением искусства классического или даже канонического с новейшими поисками. Авангардные выходки безболезненно располагаются рядом с выдающимися шедеврами, и от этого выигрывают и художники, и, скажем так, потребители их произведений. Существенное отличие авангарда нашего от авангарда виденного, в частности, во Франции — там зачастую развитие идет в направлении не шокирования (перенасыщенное информацией человечество трудно чем-либо удивить), а, скорее, поиска новых форм контакта со зрителем, активного использования новых технологий, попыток собрать воедино все возможные проявления художественных устремлений человека.

Ален Флешер — руководитель центра в городе Френуа — признает, что возглавляемая им художественная школа использует опыт и достижения известной школы Шагала, существовавшей в пореволюционном Витебске, и Баухзауза, основанного в Германии архитектором Вальтером Гропиусом. Жаль было только узнать, что в этом художественном котле, в котором бесплатно учатся, творят и экспонируются таланты со всего мира, украинцы еще не появлялись.

Хочется надеяться, что осторожные намеки на общие проекты между лидерами французских творческих течений и украинскими художниками выйдут за пределы разведки боем и станут настоящей культурной революцией.