UA / RU
Поддержать ZN.ua

Донбасс и контрабас: вариации на тему

«До#Дж» — «Донецкий Джаз», международный джазовый фестиваль с донбасскими корнями, — достояние всеукраинское...

Автор: Анна Пароваткина

«До#Дж» — «Донецкий Джаз», международный джазовый фестиваль с донбасскими корнями, — достояние всеукраинское. С 2007 года «заключительная часть марлезонского балета» официально проходит уже в Киеве. «Схід и захід» Украины «разом» — благодаря музыке родом из США. Что ж, в наших палестинах и не такое случается.

Несмотря на прошлогодние выборы, как на грех совпавшие по времени с «До#Джем», и вопреки надвигающимся нынешним, джаз в Донецке жив. «Донецкий Джаз» и впрямь давно стал одной из самых заметных точек культурной карты страны. Ведь неспроста слоган «До#Дж» — это культ!» много лет служит девизом фестиваля. Такого, как в Донецке, восторженного отношения публики к джазу и джазменам не встречала давно. Причина популярности, пожалуй, еще и в точном попадании директора фестиваля г-на Серого относительно запросов «среднестатистической» аудитории. «До#Дж» ориентирован прежде всего на популярный джаз (экспериментального искать не стоит). Судя по услышанному, фест с каждым годом делается все более «популярным». Чтоб не сказать, впадает в «уклонизм» откровенной эстрадности. Безусловно, выступление «звездных» гостей Донецка-2007, биг-бэнда мэтра советского джаза Георгия Гараняна, благополучно завершившееся попурри на темы мелодий из советских кинофильмов вроде «Бриллиантовой руки», подкупило высоким исполнительским мастерством и настоящим джазовым драйвом. Чего еще ждать от профессионалов такого класса во главе с «живой легендой», руководившим легендарным оркестром Олега Лундстрема, придумай они «делать джаз» хоть на тему гимна Советского Союза! Но весьма «околоджазовое», зато очень зрелищное выступление а капелла вокального коллектива «Cosmos» (в 2004-м латыши стали победителями конкурсной программы «Новой волны», в 2006-м участвовали в «Евровидении» и т.п.) заставило серьезно задуматься о дальнейшей судьбе джаза в Донецке. Выход на сцену россиянина Алексея Архиповского и вовсе показался мне идеальным поводом поиронизировать. Гость фестиваля музицировал на… балалайке. Несмотря на попытки представить шоу балалаечника как «эксперимент» и чуть ли не «новое слово» в мировом джазе, внятнее всего в исполнении «экспериментатора» прозвучала банальная «Камаринская». Впрочем, как раз Архиповский больше всего и впечатлил «неконсерваторскую» часть публики Донецка. Да, кстати, не стоит забывать: судя по одинаковому успеху проектов «До#Джа» в столице Донбасса и Украины, вкусы и пристрастия массовой аудитории Донецка и Киева не так уж отличаются…

И все же хорошо убедиться, что в будущем у украинского (и российского) джаза отнюдь не все настолько грустно. Говоря о «будущем», подразумеваю уже упомянутый конкурс «До#Дж junior». В 2007 году до проходившего во время фестиваля финала дошло 16 коллективов из России, Украины, Молдовы и Приднестровья. Общий уровень подготовки джазовой поросли приятно удивил: с десяток коллективов и исполнителей-вокалистов хоть сейчас выпускай на сцену с именитыми профессионалами. В определении явных фаворитов конкурса мнение жюри во главе с профессором РАМ им.Гнесиных Игорем Брилем (в «судейский состав» по традиции вошли Георгий Гаранян, Анатолий Кролл, Петр Полтарев, ректор Донецкой музыкальной академии Вячеслав Воеводин, редактор «Джаз.Ру» Кирилл Мошков, Алексей Коган и Владимир Фейертаг, «по совместительству» исполнявшие роль ведущих концертов и др.) практически не разошлось со зрительским. Первую премию среди инструменталистов увезли в Киев «Links & Lebedev Brothers». (Проект Александра Павлова запоминается еще и тем, что на бас-гитаре и альт-саксофоне в группе играют родные братья, Артем и Владимир Лебедевы.)

Первую премию среди вокалистов получила харьковчанка Поля Франц. «Душа» в исполнении певицы заставила зал плакать. Но все без исключения оставшиеся премии и спецдипломы «До#Дж-2007» отправились в Москву, в багаже студентов Гнесинки. Вообще без награды осталась одна из самых неординарных, пожалуй, вокалисток нынешнего «Донецкого Джаза» — Виктория Коржанок (Донецк) с «черным» голосом и темпераментом. Но пенять тут можно разве что на случай. Выступала Вика в составе инструментальной «банды», и, как назло, прямо посередине пьесы сломался контрабас.

КОММЕНТАРИЙ

Алексей КОГАН, джазовый критик, член жюри:

— Можно отметить разнообразие стилей. Зритель хотел веселья? Получил «Cosmos». Ощущения настоящего праздника? В Донецке играли замечательные биг-бэнды. Кроме того, нельзя не порадоваться высокому профессиональному уровню конкурсантов. Хотя вокалистки лично меня не сильно впечатлили. Да и жюри на этот раз было как никогда единодушным — не случайно решение приняли часа за полтора вместо обычных пяти. Такое редко случается. Что особенно приятно — украинских конкурсантов «отстаивали» именно эксперты-россияне. О «Links & Lebedev Brothers» Георгий Гаранян сказал так: «Музыка, которую играют эти ребята, если честно, не моя. Но я отдаю себе отчет, что играют отличные профессионалы. Категорически отдаю свой голос им!»

Внутренней проблемой «До#Дж-2007» стало, пожалуй, отсутствие мужского вокала в конкурсе. Почему так много среди награжденных конкурсантов москвичей? Дело не в политике. Просто в Москве, в Гнесинке — что скрывать! — куда лучшая, чем у нас, материальная база. И преподают там лучше: есть на чем учить и учиться. Зато самые сильные духовики на «До#Дж-2007» — украинские.