UA / RU
Поддержать ZN.ua

ДОМ, КОТОРЫЙ ПОСТРОИЛ ТОНИС

«Трудно быть Богом», - вздыхали братья Стругацкие на страницах своих романов, любимых советской интеллигенцией...

Автор: Ирина Карпинос

«Трудно быть Богом», - вздыхали братья Стругацкие на страницах своих романов, любимых советской интеллигенцией. Действительно, сотворение мира - работа, требующая больших средств, вдохновения и среды обитания, в которой бесы творить не мешают и разными глупостями не искушают. Потому так и несовершенен наш мир, что создавался не в стерильных условиях. Вот и призрак коммунизма до поры до времени перестал корчить рожи моим согражданам, и империя развалилась на куски, а золотой век опять намечается не при нашей жизни и не здесь. В такой ситуации гомо сапиенсы, в отличие от гомо глупиенсов, ищут разумный выход из положения. Подобно библейскому Ною, они сооружают свой ковчег во имя продолжения жизни. Об одном из таких ковчегов мне и хочется рассказать. Кто имеет уши - да услышит, кто имеет силы - да поможет избежать кораблекрушения...

В сентябре минувшего года мне посчастливилось побывать на уникальном фестивале. Хотя он сдержанно именовался фестивалем телевизионных программ, на самом деле это был форум, сплетающий разные жанры искусства в один лавровый венок. Абсолютное большинство фестивалей отличается одной странной особенностью: зацикленность на себе, любимом. На кинофестивали не приглашаются театральные деятели, эстрадные форумы обходятся без музыкантов других направлений, литераторы игнорируют бардов, рок-группы презирают попсу - в общем, круговорота искусств в природе не происходит и фестивальное движение все больше поражается совковым грибком застоя. Каково же было мое удивление, когда я в открытом море столкнулась с совершенно новыми принципами проведения фестиваля «Бархатный сезон»! Представьте себе пятипалубный корабль «Леонид Собинов», на борту которого совсем не случайно оказались в одной связке телевизионщики, киношники, поэты, писатели, композиторы, театральные режиссеры и актеры, эстрадные певцы, рок-группы, авторы-исполнители, журналисты и критики самых разных стилей и направлений. Не будучи новичком в фестивальных одиссеях (за плечами - множество нелегальных, ныне разрешенных фестивалей авторской песни, а также литературные, театральные и кинофорумы), должна признаться, что нигде раньше не ощущала такой энергетической мощи, объединяющей представителей разных жанров искусства. На «Бархатном сезоне» осколки разбитого зеркала-империи отражали одну и ту же истину: постсоветская культура существует, взаимопониманию и сотворчеству талантливых людей не могут помешать границы и политические разногласия захлебнувшихся глотком свободы государств. Пока политики разводятся, художники влюбляются, после чего рождаются поэзия и музыка, театр и кино.

Поднять такой фестиваль, как «Бархатный сезон», под силу не многим, только людям одаренным. Творческое содружество единомышленников удалось собрать телекомпании

ТОНИС, которая семь лет занималась сотворением своего мира. Сначала было кабельное телевидение, потом выход в эфир в Николаеве, Херсоне, Одессе и Киеве, участие в кинопроизводстве полнометражных художественных фильмов «Зимняя вишня-2», «Страсти по Владимиру», «Час оборотня» и «Мужские игры», создание авторских телепрограмм и, наконец, организация международной спутниковой системы «Славянский канал» и проведение трех ежегодных фестивалей «Бархатный сезон». Казалось бы, достаточно только перечисления этих осуществленных проектов, чтобы убедиться, что в нашем негосударственном телевидении телекомпания ТОНИС занимает особое место. И, главное, ничего не клянчит у государства, а только просит предоставить возможность развиваться дальше. ТОНИС хочет и впредь работать, поддерживая отечественных деятелей культуры и создавая телевидение со своей концепцией, масштабным кругозором и неординарным мышлением. Но сегодня любимое детище ТОНИСа - «Славянский канал» - находится под угрозой экономической блокады. А ведь этот проект представляет собой систему спутникового вещания, не имеющего аналогов и дающую возможность распространять по странам СНГ, 40 странам Европы, Азии и Африки тысячи часов украинских авторских телепрограмм. То есть «Славянский канал» просто-напросто решает проблему иновещания в Украине, причем без привлечения бюджетных средств. А Киев, известный миру как древнейшая славянская столица, может стать объединяющим информационным центром славянских государств.

Но я вынуждена разочаровать своих читателей, которые после всего вышесказанного должны были почувствовать себя гражданами цивилизованной европейской страны. Видимо, время еще не пришло. Продолжая разбрасывать камни, среди которых попадаются и драгоценные, можно ненароком переусердствовать - и когда придет время, окажется, что собирать камни уже некому. Подобные мысли возникли у меня, когда я узнала, что решением Национального совета по телевидению и радиовещанию 25-й телеканал в Киеве, полностью «раскатанный» ТОНИСом, отныне подлежит странному дележу. Сначала Национальный совет выдал лицензию телекомпании НАРТ на «прайм-тайм» 25-го канала (с 20 до 24 часов - время самой дорогой рекламы). Потом на очередном заседании тот же Национальный совет поддержал концепцию «Славянского канала» и сообщил, что эфирная сетка ТОНИСа остается без изменений «до завершения конкурса на региональный канал». В конце концов, НАРТу была выдана лицензия на вещание с ТОНИСом через день. После этих событий президент

ТОНИСа Владимир Иваненко и генеральный директор студии ТОНИСа Валерия Иваненко собрали пресс-конференцию, на которой присутствовали представители крупных столичных изданий. Мне же хочется поделиться с читателями «ЗН» не официальной информацией, а впечатлениями от личного разговора с Владимиром Иваненко. Зная этого человека по «Бархатному сезону», беседуя с ним не в первый раз, я опять поразилась парадоксальному сочетанию в нем деловитости бизнесмена и ранимости эмоциональной творческой натуры. «У нас есть своя концепция развития телевидения, - взволнованно объяснял Владимир Александрович. - Мы не понимаем, как на одном канале могут уживаться разные телекомпании. И что это за конкурс, в котором ни мне, ни зрителям не предоставили возможности участвовать? К нам нельзя относиться как к обычному малому коммерческому предприятию. Ведь мы стремимся с помощью «Славянского канала» и «Бархатного сезона» восстановить экономические и культурные связи между славянскими государствами. Мне очень не хочется, чтобы читатели вашей газеты восприняли эту драматическую ситуацию как драку за «прайм-тайм». Пусть НАРТ попробует создать свой фестиваль и свое спутниковое телевидение, начиная с нуля, как начинали мы! Мы по кирпичику строили свой дом, а теперь нас уплотняют в лучших традициях военного коммунизма, как профессора Преображенского из «Собачьего сердца». Я не вижу в этом ни человеческой справедливости, ни целесообразности и пользы для государства».

От себя хочу добавить, что, если существующее положение вещей не изменится, Украина может лишиться и «Славянского канала», и «Бархатного сезона», то есть двух уникальных проектов, которые высоко оцениваются профессиональными и дальновидными людьми в России и других странах СНГ. Например, Константин Эрнст в программе «Утро» недавно говорил о том, что «Бархатный сезон» - один из двух фестивалей в бывшем СССР, которые достойны внимания, поддержки и на которых обязательно нужно присутствовать телевизионщикам. Все остальные фестивали бесперспективны. Так что в любой момент столицей «Бархатного сезона» может стать Москва или Петербург. А потом мы будем говорить, что всемирно известный телевизионный фестиваль родом вообще-то из Украины. Так уже было и с Гоголем, и с Булгаковым - ряд знаменитых фамилий можно продолжить до наших дней, но легче от этого не станет.

Сейчас, вместо сложнейшей подготовки к «Бархатному сезону-96», руководство

ТОНИСа тратит все силы на то, чтобы доказать Национальному совету свою правоту. А ведь уже разработаны маршрут и концепция IV Международного фестиваля телевизионных программ. Если «Бархатный сезон-95» проплывал через страны трех мировых конфессий: Грецию, Израиль и Турцию, то «Бархатный сезон-96» собирается представить «Славянский канал» в европейских столицах. Афины, Рим, Париж, Мальта, Стамбул готовы приветствовать первопроходцев украинского спутникового телевидения. Только по-прежнему нет пророка в своем Отечестве... В который раз Владимир Иваненко спрашивает: «Кому плохо, что Украина будет иметь иновещание? Какие есть предложения вместо «Бархатного сезона» и «Славянского канала»?» Нет ответа... И все же хочется верить, что молчание это - от раздумий, что обязательно доплывет тонисовский ковчег до Парижа и вернется в Киев, потому что должно, наконец, наступить время собирать камни...