UA / RU
Поддержать ZN.ua

ДОЛГИЙ ПУТЬ В КИНО

Тимофей Васильевич Левчук. Его называют легендой украинского кино. Мастер отдал родному кинематографу шесть десятилетий творческого труда...

Автор: Сергей Панкратьев

Тимофей Васильевич Левчук. Его называют легендой украинского кино. Мастер отдал родному кинематографу шесть десятилетий творческого труда. Это он на Киевской киностудии им.А.Довженко создал множество фильмов, которые до сегодняшних дней являются гордостью кино: «Киевлянка», «И в звуках память отзовется», «Война», «Два года над пропастью», «Если враг не сдается», «Дума о Ковпаке», «Иван Франко», «Закон Антарктиды»... Это он подарил нам блестящую игру франковцев - Н.Ужвий, Ю.Шумского, Н.Яковченко, П.Нятко, В.Добровольского, экранизировав спектакли А.Корнейчука «Калиновая роща», «В степях Украины». Это он был одним из создателей Союза кинематографистов Украины, а также его первым председателем с 1963 по 1987 год. Это благодаря его усилиям был открыт кинокурс в Киевском театральном институте им.Карпенко-Карого, и званием профессора, которое получил в 1970 году, Тимофей Васильевич гордится до сегодняшнего дня. Он написал две интересные книги, множество статей в прессе и всегда охотно делится своими богатейшими воспоминаниями...

- Спрашиваете, откуда все началось? С родного села Быстривки Ружинского района, что на Житомирщине. В детстве очень любил петь. И, наверное, уже тогда, в школьной самодеятельности, когда я увидел первые наши немые фильмы, загорелось во мне желание во что бы то ни стало попасть в этот фантастический и удивительный мир кино. В 1930 году в Киеве проходил первый кинонабор. Успешно сдав экзамены, мы, счастливчики, которые были зачислены, сидели в аудитории

№ 16 в стенах института кинематографии на бульваре Шевченко, 12 и ждали первую лекцию. Равно в 10 утра появился А.Довженко. Мы все встали и стоя, бурными аплодисментами приветствовали Мастера. Он улыбнулся нам своей неповторимой довженковской улыбкой. Тут же при всей аудитории снял свой плащ, положил его на рояль. А сам сел на приготовленный нами стул и начал свою двухчасовую лекцию. Эта лекция не просто взволновала нас, а перевернула всю душу. А вскоре мы увидели его новый фильм «Земля». Помню, великое множество людей хотело попасть на просмотр, я еле протиснулся. Есть произведения, которые вбирают в себя целую эпоху и сами становятся эпохой в жизни народа, в истории и культуре. К таким творениям принадлежит и фильм «Земля», названный, кстати, одним из лучших фильмов всех времен и народов. До сегодняшних дней он идет по планете и волнует сердца людей.

А вот на съемках фильма «Щорс» мы, тогда уже будучи студентами, стажировались. Это было незабываемое время. Когда уже практически фильм был завершен, вдруг, как гром с неба, известие о том, что многие герои гражданской войны, показанные в фильме, оказались «врагами народа». Довженко волновался, писал в Москву, обращался к Балицкому, но все пришлось переделать. С дорогим моему сердцу учителем Александром Петровичем Довженко мне еще много раз пришлось встречаться в жизни, и каждая встреча осталась в моем сердце навсегда. Когда он был в опале и жил в Москве, всей своей душой он был на Украине. Просил меня привезти горсть земли. И до сегодняшних дней не осуществлена мечта Александра Петровича быть похороненным в Украине, на родной своей земле.

Период учебной практики я проводил на Одесской киностудии. Тогда уже с единственного павильона, который был на территории фабрики, вышли такие фильмы: «Тарас Трясило», «Сумка дипкурьера», «Звенигора», «Ночной извозчик». Здесь на славу трудились Амвросий Бучма, Юрий Шумский, Николай Надемский, а чуть раньше Вера Холодная, Иван Мозжухин. И опять везение. Я попал на стажировку к режиссеру И.Кавалеридзе. Иван Петрович по-отцовски внимательно выслушал мои ответы на многочисленные свои вопросы, накормил меня, что в то время, в 1933 году, было немаловажным событием. Снимал тогда режиссер «Колиивщину», по своему сценарию... В кинематограф он ворвался, как сильный ветер. Еще бы, известный скульптор, учился в Париже у самого Родена, автор памятника княгине Ольге, созданного еще до революции в Киеве. Каждый его кадр в фильме - это отточенная скульптурная монументальность, удивительная выразительность композиции. Кавалеридзе открыто экспериментировал, продолжал поиски. И каждый выход его нового фильма - был триумфом в Одессе.

После возвращения в Киев, на родную киностудию, в первые же дни пребывания, я познакомился с режиссером Игорем Андреевичем Савченко, который прибыл из Москвы. Тогда в Украине Игоря Савченко еще не знали, хотя родом он был с Винниччины и творческий путь его начинался в Винницком драматическом театре. Потом был Баку, где он продолжал свое театральное дело в Бакинском театре рабочей молодежи. Как режиссер, он талантливо дебютировал двумя фильмами: «Гармонь» и «Дума про козака Голоту».

Очень мне хотелось в тот период поработать с режиссером огненного темперамента - Иваном Александровичем Пырьевым. Иван Александрович манил к себе как талантливый певец современной темы. Его фильмы «Богатая невеста» и «Трактористы», что были созданы в Киеве, прогремели на экранах страны, как добрый весенний гром, что предвещал богатый урожай. Все уже было подготовлено для моей встречи с И.Пырьевым, но на пути встала война...

Разве можно забыть то утро 22 июня 1941 года! Попрощавшись с женой и маленькой Ларисой, я пошел тяжелыми, страшными дорогами войны. В составе 2-го Украинского фронта прошел долгий путь и закончил в мае 1945 года в Австрии в звании майора-связиста. Возвращаясь домой через Москву, не мог не зайти к своему любимому Учителю А.Довженко на Кутузовский проспект. Дверь открыла очаровательная Юлия Солнцева, и сразу же долетел родной голос: «А кто там гремит медалями?» Мы долго стояли молча, обнимая друг друга. Потом сидели, вспоминали. Александр Петрович любил, как говорят в Украине, «господарювати». Любил песню, народный юмор, чей бы он ни был: украинский, русский, еврейский, грузинский... И с его благословения вернулся я на Киевскую киностудию, которая была практически разрушена. Но мы работали, и родная киностудия набирала силу. Появлялись новые режиссеры, новые интересные фильмы. Нам, кинематографистам Украины, нужен был свой дом, а попросту - Дом кино. С этой просьбой я и обратился в самую высокую инстанцию, к самому В.Щербицкому. Руководитель выслушал меня внимательно, поддержал инициативу, и вскоре началось строительство...

К сожалению, украинское кино находится сейчас в тяжелом состоянии. Когда прохожу пустыми коридорами родной киностудии, сердце обливается кровью. А когда вдруг вопреки всем трудностям начинаются съемки какого-нибудь фильма, то так хочется, чтобы картина получилась. Но часто бывает обратное: съемки прекращаются из-за тяжелого финансового положения.

Потому и лежат в столах невостребованные сценарии, как и мой, о гетмане Петре Калнышевском.

Но все же верю, верю, что еще придет время украинского кино!