UA / RU
Поддержать ZN.ua

Добродошли в суботицу

Так звучит по-сербски приветствие «Добро пожаловать!» Произносит его этот гостеприимный народ всегда искренне и тепло...

Автор: Алла Быстрова

Так звучит по-сербски приветствие «Добро пожаловать!» Произносит его этот гостеприимный народ всегда искренне и тепло. Особенно часто слышится оно в Суботице, славном старинном городе, расположенном на севере Черногории, почти на границе с Венгрией, когда там проходит Международный фестиваль театров для детей. В этом году Суботица в 12-й раз на пять дней превратилась в столицу детства, город театральной игры. И это не просто образное выражение. В эти дни театральные игры в буквальном смысле слова бушуют в залах театров и на улицах города. Своеобразной осью, объединившей все места фестивальных событий, стала главная улица Суботицы. Ее пешеходная зона с множеством уютных изысканных кафе берет свое начало у здания Театра для детей, имеющего две сцены, и заканчивается на центральной площади у старинного, грандиозного здания городской ратуши. Здесь же разместился и городской драматический театр с надписью под фронтоном «Народно позориште». Это одно из старейших театральных зданий Сербии и Черногории, построенное в 1854 году. Городские театры, центральная площадь и Открытый университет Суботицы стали местами проведения фестивальных спектаклей. В помещении университета развернулась экспозиция собрания театральных кукол, а в кинозале демонстрировались мультфильмы, созданные по сказкам Андерсена. Там же находится оргкомитет фестиваля, где всех гостей радушно встречал директор Слободан Маркович, который является идейным вдохновителем проведения творческого форума в родном городе, его организатором и селектором программы. Первые годы фестиваль базировался только на искусстве сербских детских театров, но в 2001 году он приобрел статус международного и теперь поддерживается министерством культуры Сербии и Черногории, многочисленными спонсорами. Такая поддержка необходима, потому что, например, в этом году съехалось 40 театров Европы, количество участников приближалось к 1000 человек.

Спектакль «Макс Металлик»

Символичным выглядел первый спектакль фестиваля, состоявшийся на вечерней, сияющей огнями площади перед ратушей. В огромном круге, образованном сотнями зрителей, «оживал» фантастический Макс Металлик, персонаж кукольного театра «Пиноккио» из Земуна (Сербия и Черногория). Железный великан с высоты своего 8-метрового роста рассматривал собравшихся. Чтобы он смог шагать, установку с громыхающим добряком приводили в действие пять человек. Макс вышагивал с их помощью по кругу, ища свою любовь. И нашел-таки в гуще зрителей ту, от которой дрогнуло его железное сердце, и он на глазах у всех «воспламенился» от чувств. Сердцами же зрителей уверенно завладела любовь к театру. Зрительные залы заполнялись постоянно, свободно можно было попасть разве что на уличные представления.

Перед жюри, возглавляемым одним из корифеев кукольного искусства поляком Хенриком Юрковским, стояла нелегкая задача — определить лучших среди такого количества разнообразных театров, разобраться в тенденциях предлагаемого искусства, проследить пути творческих поисков. Тем более это было непросто, потому что в конкурсе наравне участвовали кукольные, театры юного зрителя, уличные театры, клоунские коллективы.

Если окинуть взглядом фестивальную программу, традиционной основой спектаклей для детей остается сказка в ее современной интерпретации. Драматургия наших дней, похоже, артистов не вдохновляет. Все опираются на проверенные десятилетиями классические сказочные сюжеты. Кладезь человеческой мудрости, заложенной в них, способен давать духовную силу еще многим последующим поколениям. Изобретательно распределили роли между куклами и артистами в сказке «Золушка» (Босния и Герцеговина), и что интересно, живой план и «оживший» убедили в обязательной победе добра над злом. А как потешно смотрелась актриса, пытающаяся «примерить» крохотный хрустальный башмачок! Андерсеновский «Свинопас» лег в основу белградского спектакля, а «Золотая рыбка» «плавала» в море двух спектаклей — московского «Куклы и люди» и Рижского кукольного. Стилистика спектаклей была совершенно разной. Москвичи избрали ироничное отношение современниц-актрис, прокомментировавших сюжет пушкинской сказки. Рижане пошли более традиционным путем, предложив интересную сценографию. Ширмой послужил большой старинный комод, в многочисленных ящичках которого и «жили» незлобивый старик, зарвавшаяся в своих желаниях старуха и красавица рыбка.

Утонченным по стилю и найденной манере кукловождения был спектакль «Бедная Еленит и ягненок Йониукас», литовский вариант сказки о сестрице Аленушке и братце Иванушке, превратившемся в козленка. В музыкальном стиле решили сказку «Медовый дом» артисты чешского театра «DRAK». Они не только виртуозно управлялись с куклами и реквизитом, но еще и успевали исполнять свои музыкальные партии на различных инструментах. Была попытка театрализовать и известный роман «Властелин колец». Даже в
ТЮЗовском варианте спектакль «Хоббит» (Словакия) произвел впечатление. Фантазия художника создала удивительную сказочную феерию в кукольном спектакле «Дамианово озеро» (Хорватия).

Еще одним, достаточно распространенным направлением искусства для детей были чисто развлекательные, клоунские представления. Здесь блистали коллективы из Сербии и Черногории, Греции, Италии, Боснии и Герцеговины, Польши. В действе «Длинный, Толстый и Очкарик» (Австрия) клоуны веселили ребятню своими огромными надувными копиями, словно по волшебству возникающими из их небольших чемоданчиков. Языковой барьер преодолевался яркостью представления, а всего несколько слов, выученных артистами на сербском, налаживали живой контакт со зрительской аудиторией. Кстати сказать, открытой, отзывчивой на импровизации, контактной и при этой не по-детски дисциплинированной и благодарной.

Кроме множества отдельных наград, главными победителями стали представители Сербии и Черногории и, что особенно приятно, Украины. Оба спектакля — «Бедный сапожник и Король ветра» (Суботица — Гран-при) и «Недотепа из Вертепа» (Ужгород — II премия), в основе своей имеют глубокие национальные корни, прославляющие самобытность отечественной культуры. В этом признании жюри очевидно главенство тезиса: искусство для детей должно развлекать, воспитывая. После таких спектаклей у маленького зрителя способно развиться чувство заинтересованности историей своей страны, чувство гордости и любви к ней.

Прежде всего спектакль Закарпатского театра кукол, получивший Гран-при и прошлогоднего фестиваля «Интерлялька» (Ужгород), привлекателен цельностью всех своих компонентов. Художественный образ сценографии, созданный художником Я.Даныливым, многогранен. В маленьком закарпатском селе, названном Вертеп, как в капле воды, отразилась история мироздания. «Распахнутое» окно вертепной скрыньки, по замыслу режиссера А.Куцыка, одновременно воспринимается и замкнутым пространством с характерными атрибутами украинского быта, и выходом во Вселенную. Поэтичный мир окружает маленького Дмитрика, он общается с множеством персонажей (в спектакле виртуозно работают за всех Н.Орешникова и Н.Карпенко), и для него пока что важен один вопрос — от кого произошли люди. Поиски ответа на философский вечный вопрос в спектакле завершаются неожиданно просто — «Люди произошли от детей». Вот и получается, что дети-то самые главные!

В Суботице на Международном фестивале театров для детей это ощущалось очень сильно. Организаторы, придумавшие этот театральный праздник, не декларируют тезисы об обязательном воспитании подрастающего поколения, они просто указывают ему эстетические ориентиры, дают возможность видеть искусство. Разное. Хорошее, среднее, замечательное. И убеждаются, как в результате этого постепенно формируются художественные вкусы, вырабатываются эстетические приоритеты, возникают духовные запросы. И из ребенка вырастает Человек.