По велению Мудрости, стены его города, внутренние и внешние, нижние и верхние, украшены восхитительной росписью...
Томмазо Кампанелла.
«Город Солнца»
Создавать идеальные сообщества — дело неблагодарное, даже если прекрасный новый мир создается лишь на бумаге. Печальный опыт Томмазо Кампанеллы и Томаса Мора определенным образом научил писателей реалистическому взгляду на мир, и всемирную славу в будущем приобретали только творцы черных антиутопий. Но временами так хочется видеть вокруг лишь улыбающихся сограждан, которые занимаются любимым делом и живут в окружении храмов искусства. Я встретил в Доме художника людей, похожих на обитателей Города Солнца. Это произошло на открытии выставки, посвященной двадцатой годовщине выпуска 1982 года Республиканской художественной средней школы. Очень хорошо, что в это центробежное время люди, выбравшие еще в дешевопортвейные брежневские времена труд художника, сохранили не только дружеские отношения между собой, но и оказались в состоянии организовать чрезвычайно интересную выставку.
Эти художники еще очень молодые люди — их можно назвать «шестидесятниками» не по времени расцвета их творчества, а по годам появления на свет. Конечно, судьба каждого из них сложилась по-разному. И место под творческим небом каждый завоевывает по-своему. На выставке есть и монументальные триптихи, и книжные иллюстрации, обработка стекла и полиграфический дизайн, традиционный аккуратный реализм и беспредметная живопись. Невообразимо закрученный авангард в триптихе К.Реунова «В поисках счастливого конца» вполне нормально сосуществует с натюрмортом А.Василик «Сирень» (уж кто только не рисовал эти цветы, а, оказывается, можно сделать это по-своему и оригинально).
Я надолго задержался возле работ Ю.Гончаренко «Возвращение», «Реквием», «Большой всадник». Мастерское сочетание и разумное равновесие средств реализма и абстракционизма. Хороши «зоологические» работы А.Кальченко «Мокрый воробей», «Ламантини. Подводная любовь», «Возвращение носорога». Не пожалел пленки, чтобы сфотографировать на память большую картину В.Правдохина «Большая рыба» — ироничное сочетание пива и ихтиологии.
Полагаю, выпускникам РХСШ по силам ежегодное отмечание таким приятным образом этапов своего творческого пути. Почти одновременно в Доме художника происходили и другие художественные события. Большая насыщенная выставка Г.Зубковского, заслуженного художника Украины. Портрет, пейзаж, натюрморт, экслибрисы, книжная графика. Универсальность опытных мастеров старой школы всегда вызывает уважение. Настоящий художник способен работать в любой технике и решать в своих работах самые разнообразные задачи.
Хорошо, когда трудовые династии создают не только сталевары, но и художники. Рядом экспонируются работы еще двух членов семьи Зубковского.
Юлий Скаканди. Конечно, это невозможно, чтобы художник, родившийся в Закарпатье, проигнорировал в своем творчестве горы. Акварели родной земли являются доминантой выставки.
Творчество Виктории Скаканди формировалось, разумеется, под влиянием отца. Но она вполне самостоятельный художник. Разные техники исполнения, разные темы. Полагаю, утопический город искусства с радостью предоставит ей свое «Гражданство».
Галерея «Майстерня» творчеством Андрея Котлярчука утверждает: фотография тоже может честно стоять в ряду настоящих искусств. Экспозиция «Следы» свидетельствует о высокой культуре работы фотохудожника с объектами съемки, хотя большинство из них размещаются на фоне изрезанной кухонной доски для шинковки.
Галерея «Триптих» любит керамику. Сергей Радько со своей опишнянской вышколенностью выставляет сознательно архаизированные работы, вроде бы принесенные с древнетысячелетних раскопок какого-то доисторического городища. Но свеженькая и чистая глина и ироничный взгляд на древнюю, часто чрезмерно канонизированную культуру свидетельствует, что автор — наш современник.
На выставку Светланы Лопуховой в галерее «Мистець» я шел с некоторым скептицизмом (каюсь, раньше я не был знаком с творчеством этой художницы), ведь экспозиция имела «скромное» название «Я». Каждому такая эгоцентричная самоуверенность показалась бы подозрительной. Но покинул выставку с твердым убеждением: Светлана Лопухова имеет полное право писать свое «Я» с большой буквы. Даже вообразил себе некоего седого академика, который на примере произведений этой художницы показывает зеленым студентам-живописцам, как правильно работать с цветом, как много значит правильная композиция и как нужно умело использовать свет и тень. Хорошее сочетание живописного мастерства со вполне уверенной коммерционностью (говорю это без какого-либо отрицательного оттенка — мне совсем не жаль непризнанных гениев, которые не сподобились продать ни одного своего произведения). Недаром среди экспонатов — портреты известных людей: Олега Меньшикова, Алексея Горбунова и пр. Непортретная живопись тоже привлекательна и совершенна — тактичное сочетание качественного реализма и нереального выдуманного мира. Я обратил внимание на то, что даже работы, выполненные в холодной гамме, вызывают ощущение излучаемого тепла...
В последнее время карикатурное сообщество нашего государства демонстрирует некоторые признаки выхода из состояния апатии. Период улитковой идеологии, когда художники, тихонько спрятавшись в своей творческой нише, потихоньку ползли к мировым вершинам, кажется, заканчивается. Довольно почетное, но все же ненормальное состояние, когда основными заработками наших карикатуристов были денежные премии на международных конкурсах карикатуры, необходимо выравнивать к эквивалентности доходов от ежедневного труда в родном государстве. Одно из самых демократических искусств (хоть это звучит не очень романтично), как и любой товар ежедневного или широкого потребления, имеет шанс быть рентабельным только при расширении рынков сбыта. У карикатуристов основным полем деятельности является периодическая печать. С грустью приходится констатировать: потенциал наших художников выше самой периодики. Страх издателей ограничивает остроту тем, их жадность и бедность отбивает охоту у художников сотрудничать с газетами и журналами. Так что политическая и экономическая свобода карикатуристов полностью зависит от общего состояния свобод во всем государстве.
Поэтому семинар «Защита свободного творчества региональных карикатуристов Украины», организованный благодаря энтузиазму художника Владимира Казаневского, благотворительной организации «Митець», при поддержке Международного фонда «Відродження» и Французского культурного центра, несомненно, актуален. Свобода, которой так мало и в столице, уменьшается со скоростью геометрической прогрессии при отдалении от центра. Трехдневный сбор карикатуристов разных областей Украины был насыщен серьезной работой по анализу ситуации в несерьезном жанре: лекции, семинары, встречи, мастер-класс и даже турнир по настольному теннису (первым чемпионом Украины среди карикатуристов стал Михаил Шлафер из Полтавы). Для карикатуриста Дмитрия Скаженика (Мариуполь) путешествие в Киев оказалось не только полезным, но и приятным: он завоевал Гран-при конкурса «Пресса и выборы» и право на выставку своих работ в Париже.
На Андреевском спуске в галерее «Ательє Карась» я все-таки нашел настоящую страну мечты — «UtopiА», так называется очередной проект Павла Макова. Я не очень хотел бы жить в краях, изображенных на его работах, но понимаю, что для популярности во всем мире этот художник имеет серьезные основания — его офорты (с примесью других техник исполнения) профессиональны, оригинальны, довольно непонятны, в то же время достаточно реалистичны и содержательны. Они стоят того, чтобы украшать интерьер посольств, офисов миллиарднооборотных компаний и, конечно же, занять место в мегаполисе идеалистов, где живут только художники, которые фразу «Красота спасет мир» никогда не пишут со знаком вопроса.