UA / RU
Поддержать ZN.ua

ДНИ И НОЧИ

Кто хоть раз побывал в Одессе, навсегда останется влюбленным в этот необыкновенный город, где живут самые веселые люди на свете...

Автор: Евгения Морева

Кто хоть раз побывал в Одессе, навсегда останется влюбленным в этот необыкновенный город, где живут самые веселые люди на свете. Одесса не имеет предела, и если она начнется для кого-то, то уж конечно, никогда не закончится. Во всяком случае, маленький теплый кусочек Одессы всегда отыщет в сердце уголок. И вкус одесского прибоя, и как пройти на Дерибасовскую, я не забуду никогда.

Цветущая весенняя Одесса, вся в убранстве молодой листвы, встречала гостей из разных стран и континентов на открытии Четвертого Международного фестиваля современного искусства «Два дня и две ночи новой музыки». И кому не удалось отправиться туда фактически, душой был с теми, кому это все же удалось. На этот срок Одесса превратилась в настоящую столицу мира, хотя, наверное, столицей мира она была всегда и, уж конечно, одесситы отлично это знают. Как хорошо, что история подарила миру и дюка де Ришелье - основателя Одессы, и Иосифа Дерибаса - ее первостроителя, а иначе, что бы делали люди без Одессы.

А если что-то устраивается в Одессе, то уж, конечно, не может иметь традиционных и общепринятых форм. И фестиваль - тому пример. Он просто не мог не длиться круглосуточно или почти круглосуточно, поэтому устроители фестиваля остановились на такой форме, как два дня и две ночи. Это ли не по-одесски? Впрочем, в Одессе все по-одесски. И то, что показалось бы негативным в каком-либо другом месте, в Одессе не могло вызвать дурной реакции, а воспринялось опять же как одесская шутка. А мой последующий рассказ перейдет к описанию оформления феста, то есть того, что увидели мои глаза.

Фестивальные концерты проходили в сгоревшем помещении бывшего Центра украинской культуры по улице Ришельевской, 9а, и это придало всему предприятию весьма символическую окраску. Во-первых, на ум то и дело приходили всякие лозунги, вроде «Долой формализм!» или «Ударим автопробегом по бездорожью, разгильдяйству и бюрократизму!». Во-вторых, сам факт, что современное искусство вырастает на обломках и тлеющих углях закостеневшей, конъюнктурной и официальной культуры, сделало фест прорывом в будущее в глазах всего прогрессивного человечества.

Это достаточно просторное помещение с изрядно обгоревшими стенами и потолком, с заложенными камнем окнами - да так, что солнце, зелень и весна как ни старались туда проникнуть, все безуспешно. Инсценировка концертной эстрады воплотилась в весьма простом решении: центральную часть зала оградили высокими металлическими конструкциями - реставрационными лесами, так что многим зрителям было доступно лишь «изображение» в крупную клетку.

А вследствие того, что зал «закупорили» от внешних воздействий, воздух, по мере течения времени, уходил во все возможные щели, несмотря на подозрительно шуршащие вентиляторы. Это было настоящее испытание на физическую выносливость и проверка на моральную стойкость. И нужно сказать, что участники и зрители феста с честью все это выдержали в течение двух дней и двух ночей.

И уж конечно, все, что происходило в этом зале в период с 10 по 12 апреля, нельзя отнести к обычным концертным выступлениям, потому как в это грандиозное «действо» были вовлечены буквально все. Одновременно развивались несколько сюжетных линий. Основная - все то, что происходило и звучало на сцене, а остальные (более мелкие и незначительные) - непосредственно в зрительской среде. К примеру. Если тебе удалось занять «место под солнцем» (то есть стул возле столика или в каком-либо другом месте зала), то ни в коем случае нельзя оставлять его без присмотра, иначе тут же появятся претенденты на него. Или еще. Если на других концертах в других городах всю желающую публику, в особенности без билетов и пригласительных, в зал не впускают, то здесь наоборот, не выпускают. И если ты, к примеру, проголодался или хочешь вдохнуть аромат вечерней весенней Одессы, то без «боя» тебе это сделать не удастся. Но тем не менее, в нужный момент по счастливой случайности всегда находится выход из положения. Это ли не по-одесски?

В связи с этими веселыми событиями мне вспоминается финал «Домашних скерцо» Виталия Годзяцкого «Антимир в ящике», к сожалению, не включенных в программу фестиваля.

Мне кажется, нет смысла делать подробные описания и анализы прошедших концертов, потому как фестиваль - это не конкурсные выступления. И как часто бывает, половина звучавшей музыки войдет в «золотую книгу» истории всемирного искусства, а половина останется лишь предтечей вдохновенных шедевров, средой, из которой они возникнут. И так должно быть, это нормальный процесс в развитии искусства. Ведь когда есть баланс между плюсом и минусом, равновесие между крайними полюсами, только тогда возможно движение в будущее. Все же позволю себе несколько слов о том, что более всего поразило мое воображение.

Все произведения были организованы в четкие формы-блоки по принципу состава исполнителей. И каждый такой блок включал в себя сочинения целого ряда композиторов, вне зависимости от их географической принадлежности. Впрочем, современные исполнительские составы столь разнообразны, что многие произведения пишутся специально для того или другого коллектива. Поэтому многие «блоки» являлись также и географическими представительствами.

Составы варьировались от игры соло до развернутых камерных ансамблей. Лично мне очень понравились названия концертных блоков «соло солиссимо», «дуэль-дуо», «концерт-сцена», «концерт-премьера» и т. д.

Первые день и ночь оставили яркие воспоминания от целого ряда исполнителей. Флейтистка из США Карин Левайн демонстрировала свое изумительное искусство звука и техники на различных флейтах. Французский баянист Паскаль Конте и скрипач из Татарстана Рустем Абязов также показали интересные произведения и игру. И конечно, всемирно известные трио из Санкт-Петербурга «Звуковые пути» и квартет саксофонистов из Франции XASAX, искусство которых не нуждается в комментариях и рекламе.

Вторые день и ночь были для меня еще более яркими и насыщенными.

Во-первых, выступление киевских музыкантов в блоке «концерт-премьера». Звучали сочинения наших композиторов авангардного крыла Виктории Полевой, Людмилы Юриной, Аллы Загайкевич, Сергея Зажитько в исполнении неизменного ансамбля «Проект7» в составе: Евгений Громов (фортепиано), Сергей Емельяненков (тромбон), Дмитрий Коломиец (ударные), Олег Иванищук (контрабас). И конечно же, Валентин Сильвестров - Вторая фортепианная соната в интерпретации Жени Громова.

Во-вторых, английский тромбонист Барри Вебб с экспериментами на тромбоне и диджериду.

В-третьих, одесский ансамбль современной музыки «Фрески» во главе с Вадимом Ларчиковым (виолончель).

В-четвертых, волшебный альтовый дуэт Андрея Вийтовича (Львов) и Пола Сильвертона (Лондон) - потрясающих мастеров инструментальной музыки.

В-пятых, американский пианист Джеймс Авери - в фестивальном зале звучала всеми любимая джазовая импровизация.

Фестиваль венчало выступление Карин Левайн с ансамблем ударных инструментов Одесской консерватории. Настоящая феерия. Финал феста встретил восход солнца, что само по себе символично.

Концерты и представления все время чередовались с одесским буйством красок и запахов. В первую очередь всем хотелось во что бы то ни стало пробраться к морю. И вне зависимости друг от друга мы проделывали маршрут по одной и той же траектории, которая неизменно упиралась в шумный и массивный грузовой порт, что страшно всех раздосадовало. И мы, делясь своим опытом друг с другом, обсуждали другие доступные пути к морю, на котором стоит эта сияющая жемчужина-красавица Одесса.

Быстро пролетели два дня и две ночи. Но осталась третья ночь - ночь прощания с огнями морского вокзала и Дерибасовской, знаменитой Потемкинской лестницей и Черным морем, с одесситами.