UA / RU
Поддержать ZN.ua

Дмитрий Остапенко: «НЕТ ВЕЧНЫХ ДОЛЖНОСТЕЙ И ВЕЧНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ»

На вопросы «ЗН» отвечает и.о.министра культуры и искусств Украины - В кругах журналистов вы прослыли почти «закрытым» министром, так как не балуете масс-медиа...

Автор: Тарас Марусык

На вопросы «ЗН» отвечает и.о.министра культуры и искусств Украины

- В кругах журналистов вы прослыли почти «закрытым» министром, так как не балуете масс-медиа. Чем бы вы объяснили вашу, в некоторой степени, недоступность?

- Я бы не хотел трактовать это как недоступность. Я считаю, что интервью должны базироваться, в первую очередь, на каких-то конкретных делах, осуществляемых Министерством культуры и искусств. Кроме того, пока мы не определились с «Концептуальными основами развития украинской культуры», я решил не спешить давать какие-то рецепты, прогнозы или обещания. Мы как раз и планировали обсудить наши новые принципы, заложенные в упомянутом документе.

- Почти девять месяцев ваша предыдущая должность - директора Национальной филармонии - не была занята. Поговаривали даже, что это ваш «запасной аэродром». Недавнее назначение нового директора филармонии опровергло эти предвидения. Не связана ли упомянутая смена с приходом на должность премьер-министра Украины Павла Лазаренко, который в сентябре прошлого года представил вас в новом качестве аппарату Министерства культуры?

- Я абсолютно не связываю это с произошедшими в правительстве изменениями, хотя благодарен Павлу Лазаренко за то представление. Я расцениваю его приход на должность премьер-министра, как повышение моей ответственности за работу во главе министерства. А назначение директора Национальной филармонии совпало во времени с окончанием сезона и подписанием новых контрактов с творческими работниками.

Вообще-то я считаю, что нужно работать на той должности, которую доверили, и не оглядываться назад. Это негативно влияет на окружающих и порождает неуверенность у тех, кто работает вместе. Нет вечных должностей и вечных руководителей. Я уже был безработным. Неприятная вещь. Но не трагическая.

Директором филармонии назначен Владимир Анатольевич Лукашов, народный артист Украины, профессор. На протяжении пятнадцати лет он как музыкальный режиссер возглавлял театр оперы и балета. Человек не случайный. Коллектив его воспринял хорошо.

- Полным ходом идет реставрация филармонии и дворца культуры «Украина». Лишь в марте на ремонт «Украины» было выделено 1 триллион 600 миллиардов карбованцев, а на потребности филармонии - 600 миллиардов. Значительные средства выделены и на строительство Украинского культурного центра в Москве. Утвержденный на этот год бюджет культуры составляет менее 10 триллионов карбованцев. Оправданы ли подобные капиталовложения в кризисной финансовой ситуации, когда работники учреждений культуры месяцами не получают зарплаты?

- Действительно, киевляне и гости Киева видят, как на глазах вырастает такое великолепное здание - Национальная филармония. Это уникальный концертный зал по акустическим свойствам и памятник архитектуры прошлого столетия. На протяжении последних четырех лет здание постепенно разрушалось. Если бы это продолжалось, то мы бы потеряли единственный в столице европейского государства акустический концертный зал, привлекающий слушателей и исполнителей с мировыми именами. Естественно, что без средств никто не сможет и не будет строить. В настоящее время разработан сокращенный график работ с тем, чтобы к 1 декабря, годовщине проведения референдума, подтвердившего независимость Украины, завершить реконструкцию и провести там торжества.

Что касается дворца культуры «Украина», то фактически у нас он единственный концертный многофункциональный зал общегосударственного значения. Его не ремонтировали капитально уже 25 лет. Кроме того, в столице Украины практически нет соответствующего международным стандартам помещения, где можно было бы организовать большие акции и пригласить глав больших государств Европы и мира. Я думаю, что в ближайшее время он получит статус Национального дворца «Украина» и будет дальше главной сценой нашего государства.

Если говорить о финансировании этих объектов, то филармония и Информационно-культурный центр Украины в Москве находятся на бюджете Министерства культуры и искусств, а финансирование ремонта дворца культуры «Украина» осуществляется за счет уменьшения ассигнований на строительство непервоочередных объектов. Правительство Украины планирует отпраздновать 5-ю годовщину независимости в обновленном дворце «Украина».

- Будет ли после ремонта положен конец практике приглашения гастролеров с России, зачастую не самого лучшего уровня, и вымывания денег с Украины?

- Я думаю, что этот дворец будет служить нашему народу посредством лучших достижений, в первую очередь, украинской культуры, но также и мировой. По-моему мнению, русская культура является составной частью мировой культуры. Как раз в таком контексте мы будем рассматривать выступления русских, армянских, французских, американских артистов. Это нормально. Другое дело, что должны быть исполнители высокого качества.

- А украинский бюджет, как и прежде, не будет получать соответствующие налоги?

- Это уже связано с создающимися в нашем государстве механизмами, как не выпускать денежные средства за пределы Украины, какие устанавливать гонорары и т.д.

- Теперь я хотел бы коснуться финансирования нового симфонического оркестра. Я располагаю информацией, согласно которой вашим распоряжением были сняты дотации с абонементных билетов. Отвечает ли это действительности и какой смысл сегодня в создании еще одного государственного симфонического оркестра в добавление к существующему Национальному симфоническому оркестру?

- Прежде всего, смысл создания симфонического оркестра самый прямой. Во всем мире понятие филармония - это симфонический оркестр. В Украине так сложилось, что наши периферийные филармонии имеют симфонические оркестры, а самая главная концертная организация лишена подобного художественного коллектива. Кроме того, имея только один государственный оркестр, Национальный симфонический, мы, став столицей европейского государства, не в состоянии удовлетворить даже минимальные потребности в симфонической музыке. В последние годы симфонические концерты посещает все больше слушателей, преимущественно молодежи. Поэтому вызывают удивление утверждения некоторых журналистов, будто бы создается конкуренция Национальному симфоническому оркестру и что это непорядок. Подобное освещение этого вопроса является непрофессиональным. Представьте: уехал симфонический оркестр на гастроли за границу на месяц-полтора, и практически столица остается без симфонических вечеров. Когда откроется филармония, симфонические концерты в Киеве должны звучать не менее чем через день, если мы желаем видеть новое поколение высокодуховным.

Создавался этот коллектив не за счет уменьшения ассигнований на реализацию абонементных билетов детских концертов в общеобразовательных школах, а за счет тех вакантных единиц, которые с года в год накапливались для того, чтобы хоть часть оркестра обеспечить этим фондом заработной платы, штатными единицами. Это - совместный проект с Государственным духовым оркестром Украины. Механизм этот я раскрываю сегодня вам первому. Был заключен договор между Национальной филармонией и руководством Государственного духового оркестра. Оба оркестра квартируют в одном помещении и имеют один репетиционный зал. Одну половину вакансий делегировала Национальная филармония, другую - духовой оркестр, который дал свою материальную базу, инструментарий, помещение для репетиций, концертные костюмы, нотный материал, пульты. Филармония взяла на себя функции организации концертов: аренда концертных залов, рекламная продукция, реализация билетов, обеспечение зрителями. Доходы от концертов делились пополам. Таким образом, для создания нового оркестра были использованы резервы без привлечения дополнительного государственного финансирования.

- Смена руководства Министерства повлекла за собой фактически остановку работы над документом под названием «Концепция государственной культурной политики Украины». Вместо этого началась работа над другим документом «Концептуальные основы и программа развития украинской культуры», причем ее ядро составила «Комплексная программа основных направлений развития культуры в УССР до 2005 года», утвержденная еще в советское время Советом Министров УССР. Многие считают, что это - дань левым, коммунистам и социалистам, давление которых усилилось в последний год в связи с процессом разработки и обсуждения проекта Конституции Украины. Как бы вы объяснили такой очевидный, на мой взгляд, шаг назад?

- Я не считаю это шагом назад, потому как мы его не делали. 22 февраля 1996 года Кабинет министров заслушал Министерство культуры и искусств о состоянии и мерах по развитию украинской культуры. Было принято соответствующее постановление Кабинета министров Украины, в котором записано, что ослаблено внимание к исполнению упомянутой «Комплексной программы...до 2005 года», не завершена работа по подготовке концепции новой программы развития культуры. Постановление обязывает также Министерство культуры и искусств представить в первом полугодии этого года в Кабинет министров проект изменений и дополнений к «Комплексной программе». На исполнение этого постановления Кабинета министров в министерстве была создана рабочая группа во главе из заместителем министра, доктором искусствоведения профессором Игорем Безгиным, в состав которой вошли также авторы предыдущего варианта концепции государственной программы развития культуры Украины. В целом группа пришла к выводу, что механическое перенесение западноевропейского опыта на нашу страну нам не подходит. С новым документом мы ознакомили общественность через газету «Культура i життя» (от 1 мая с. г.).

Нашими предшественниками была разработана программа до 2005 года. Из этой программы были изъяты положения, утратившие свою актуальность, учитывая то, что мы - независимое государство, что нет уже того идеологического пресса, существующего до 1991 года.

- Все-таки, какой смысл был в том, чтобы за основу использовать документ, созданный в другом государстве, в другой атмосфере, нередко антиукраинской, даже с психологической точки зрения?

- Дело в том, что и программа 1990 года определила целый ряд заданий, не входящих в противоречие с современными процессами развития нашего государства, поэтому мы не можем утверждать, что она абсолютно неприемлема для реализации. Нас обязали изменить ее и дополнить. Очевидно, такое психологическое восприятие чувствуется - мол, залатали старую программу. Но мы исходим из новых наших законов, а также исполняем постановление Кабинета министров.

- В большинстве вузов, подчиненных министерству, в частности в Академии искусств, большинство предметов читается по-русски. Как вы это прокомментируете? Вы об этом знаете?

- Сейчас, я вам скажу, такой разгул... Кто что хочет, то и делает, не спросив разрешения. Со мной это не согласовали. Я четко отстаиваю наши государственно-созидательные идеалы, утверждение украинского языка как государственного. В этом вопросе в министерстве нет никаких отклонений по отношению к культуре языка и языковой культуре.

По вопросу об Академии искусств. Это касается не только академии, но в целом формирования языковой среды в нашем государстве. В Академию искусств приходят дети, которые уже сформировали языковый аппарат, в некоторой степени, сознание. Самая большая проблема - это создание условий для утверждения украинского языка. Для этого необходимо переориентировать и профессорско-преподавательский состав... Ну что нам говорить, если нет у нас учебников? О чем можно вести речь, если в библиотеках украиноязычная книга занимает от 3 до 5%, а спрос на нее возрос на 20%.

- После реорганизации министерства был ликвидирован отдел массовой культуры. Наблюдатели расценили это как удар, в первую очередь, по фестивалю «Червона рута», дирекцию которого с вашим приходом переселили. Поговаривают, что некоторые эстрадные фестивали получат поддержку министерства. Так, СМИ информировали, что руководитель отдела культуры администрации Президента Владимир Рожок добивается финансирования фестиваля «Кримськi зорi» в размере 140 миллиардов карбованцев. Неясной остается ситуация вокруг «Славянского базара».

- Я не могу отвечать за Владимира Рожка... Можно распространять какую угодно информацию и потом вокруг нее создавать образ такого себе врага культуры. Никакого приказа и распоряжения о 140 миллиардах не существует.

- Может, рассматривается другая цифра?

- Не существует никакой другой цифры. Другое дело, что, исходя из проблем, существующих в Крыму, мы в министерстве считаем, что наше присутствие, наше влияние необходимы. «Кримськi зорi» все равно проведут на нашей территории, но без нашего участия. Этого нельзя допустить. В наших планах этот фестиваль значится, но в связи с указом Президента от 12 мая о моратории на все массовые мероприятия мы пока не имеем разрешения на его финансирование... Нам необходимо проводить многие фестивали - и «Київ-музик-фест», и традиционный уже «Пiсенний вернiсаж», и «Вишневi усмiшки», и конкурс имени А.Совы. А конкурс Лысенко? Его нужно поднять на такую высоту, чтобы к нам приезжали самые лучшие и авторитетные члены жюри и исполнители. И от фестиваля «Червона рута» отказываться не собираемся.

* * *

Данное интервью требует некоторых комментариев. Во-первых, нет уверенности, что при существующем положении дел после реставрации дворца культуры «Украина» кардинально изменится гонорарная политика. Кстати, из обнародованных в СМИ материалов заседания комитета ВС по вопросам культуры и духовности явствует, что во время чернобыльских концертов исполнители из России получили в 5 - 10 раз большие гонорары, чем украинские артисты.

Теперь о симфоническом оркестре. Нельзя не согласиться с тем, что филармония немыслима без симфонического оркестра, однако существует же Национальный симфонический оркестр, который в настоящее время для репетиций должен арендовать помещения. Конечно, кто будет против еще одного оркестра, но в более здоровой финансовой ситуации хотя бы тогда, когда будут выполнены «Основы законодательства о культуре», согласно которым культура должна финансироваться на уровне 8 бюджетных процентов.

Не прояснил министр ситуацию и вокруг «Славянского базара». Видимо, информация не для прессы. Остается ждать, когда в министерстве определятся с «Концептуальными основами развития украинской культуры», тогда уж пресса и, естественно, граждане Украины будут знать все о культурной политике государства.