UA / RU
Поддержать ZN.ua

Дирижер Наталия Пономарчук: пусть сильнее грянет буря!

Наталия Пономарчук — художественный руководитель и главный дирижер Академического симфонического оркестра Днепропетровской филармонии...

Автор: Лидия Новохатько

Наталия Пономарчук — художественный руководитель и главный дирижер Академического симфонического оркестра Днепропетровской филармонии. А с нового концертного сезона продолжит свою работу с Национальным академическим оркестром Украины уже в новом качестве — второго дирижера этого оркестра. Интересно, что за дирижерский пульт Национального Наталия Пономарчук впервые встала во время государственного экзамена в Национальной музыкальной академии
им. П.И.Чайковского, который одновременно стал и вступительным в мир профессионального дирижерского искусства. Закрытие очередного концертного сезона у Наталии Пономарчук также прошло вместе с Национальным оркестром, были концерты Международной летней музыкальной академии Международного фестиваля «Киевские летние музыкальные вечера».

Концерты «Академии» летом в «ракушке» носят особый характер. Впрочем, как и сам фестиваль. Здесь можно встретить народного артиста Владимира Сиренко, художественного руководителя и главного дирижера Национального симфонического оркестра Украины, народного артиста Аллина Власенко, класс которого закончили Владимир Сиренко и Наталия Пономарчук. А также других дирижеров, известных исполнителей, профессоров. В общем, «сливки общества» академической концертной жизни нашей страны. Все они, как правило, стремятся во время жаркого киевского лета к прохладе парка. Там каждый раз и собирается переполненный зал послушать молодых музыкантов со всего мира в сопровождении оркестра.

— Наталия Борисовна, хотелось бы, чтобы вы вспомнили именно последний день фестиваля «Киевские летние музыкальные вечера», который проходил в необычных метеоусловиях. Природа буквально препятствовала исполнению музыки. И как это повлияло на выступление солистов, смогли ли они собраться в таких условиях?

— Вообще у музыкантов есть понятие «зеленый концерт» — это последние выступления, завершающие какой-то цикл, гастрольное турне, к примеру. По традиции на нем царит необычная атмосфера: музыканты «шалят» (скажем, можно услышать необычные импровизации, незаметные для публики, но заметные дирижеру и музыкантам, так называемые музыкальные приколы).

Последний концерт фестиваля совпал с последним концертом Национального оркестра в уходящем сезоне. У музыкантов не было необходимости что-то изобретать, стихия разыгралась и превратила вечер в увлекательное театральное зрелище. Хронология происходящего была такова: в начале концерта сильнейшие порывы ветра, срывающие с пультов музыкантов нотные листы, сообщили о приближении грозы. Смеркалось… Свинцовые тучи повисли над парком и концертной эстрадой. В оркестре (как и среди публики) пробежал легкий ропот. Беспокойство усилилось при первых тяжелых каплях дождя. Вышел солист, готовый исполнить концерт для фортепиано с оркестром №1 Ференца Листа. Прозвучала главная тема — и тут стихия разразилась. Громовые раскаты, сверкающие молнии, тонны дождевых капель, вышедшая из строя звукоусиливающая и осветительная аппаратура, воцарившийся полумрак — все говорило о том, что концерт будет прерван, а испуганная публика разбежится в поисках убежища. Но не в нашем случае!

В начале концерта сидевшие под зонтами слушатели уходить не собирались. Они окружили эстраду плотным кольцом, взобрались на сцену и выстроились за оркестром и перед солистом Кириллом Корсуненко. Он рукавом вытирал мокрую клавиатуру рояля в паузах и всем своим видом демонстрировал готовность доиграть концерт до конца. Казалось, разыгравшаяся стихия только вдохновляла его. Юного пианиста можно было понять: им вложен большой труд, проделана огромная работа в классе профессора. Поддерживаемый публикой Кирилл неудержимо стремился к блистательному финалу. По дороге, правда, пришлось «потерять» группу альтов и виолончелей, спасавших от дождя свои инструменты. Но скрипки и деревянные духовые с невозмутимой медью и ударными были солидарны с солистом до финальных аккордов. Выступление состоялось, успех был поистине «оглушительный». Кирилл замечательно справился с концертом и чувствовал себя победителем, принимая восторженные возгласы публики.

— А каковы, на ваш взгляд, особенности работы с Национальным заслуженным академическим симфоническим оркестром Украины?

— Характерные черты Национального заслуженного академического симфонического оркестра Украины — это высочайший профессионализм, богатые традиции, основанные на истории этого коллектива, преемственность поколений, помноженная на опыт общения с лучшими дирижерами и солистами.

Работа с таким оркестром требует от дирижера превосходного знания музыкального материала, точного представления о том, что он хотел бы услышать, и самое главное — наличия яркой художественной идеи, способной увлечь искушенных музыкантов.

Работу с Национальным оркестром следует рассматривать не как процесс управления, а как диалог, в котором дирижер, не подавляя индивидуальность исполнителей, направляет усилия музыкантов к достижению общей художественной цели.

— В чем специфика работы оркестра такого ранга с совсем еще молодыми и неопытными музыкантами — как на Международной летней музыкальной академии?

— Пропасть между Национальным оркестром и молодыми музыкантами, конечно, достаточно велика. Оркестр, привыкший к сотворчеству с замечательными исполнителями, получившими мировое признание, оказывается свидетелем и участником становления юных артистов, которые находятся в начале творческого пути.

Я думаю, Национальный оркестр создал наилучшие условия для слушателей Международной летней музыкальной академии. Дело в том, что у молодых музыкантов был разный уровень подготовки и возраст. За сравнительно небольшое количество уроков, полученных в классах именитых профессоров, которые проводят мастер-классы академии, каждый из участников, безусловно, продвинулся вперед, получил важнейшую информацию, но времени для качественного скачка все же было недостаточно. В случаях слабой подготовки солиста оркестр проявил максимум терпения и понимания. Оркестранты гибко аккомпанировали юным дебютантам, буквально помогая в непредвиденных ситуациях, неизменно проявляя благожелательность и такт. Удачное, интересное исполнение не оставляло коллектив равнодушным. Нередко после проигрывания во время репетиции солисты получали поощрительный стук смычков о пюпитры — свидетельство признания и одобрения.

— Может ли педагог полностью подготовить солиста к такому ответственному моменту, как выступление в сопровождении оркестра?

— Педагог может помочь ученику в подготовке, обратить его внимание на проблемы, которые наверняка возникнут ввиду отсутствия у солиста достаточного опыта.

Совместное музицирование с оркестром имеет очень много нюансов. Зная о них заранее, можно избежать всевозможных неточностей. Педагог обязан акцентировать внимание солиста на двух важнейших моментах: необходимо слушать оркестр и контактировать с дирижером. Солист должен понимать природу звукоизвлечения разных групп инструментов оркестра, «читать» дирижерский жест, не терять инициативу, сознавая, что огромная звуковая масса обладает большой инерцией, детально продумать стратегию своей игры, тщательнейшим образом подготовить музыкальный текст и, наконец, освободиться от него для того, чтобы иметь возможность вести свободный диалог с оркестром.

— По вашему мнению, какие главные принципы должен запомнить каждый слушатель Международной летней музыкальной академии, играя с оркестром?

— Одна из целей оркестра такого ранга в работе с молодыми музыкантами — формирование высоких критериев исполнительства. Качество звучания оркестра, профессиональный уровень исполнения, ансамблевое единство, мастерство солистов оркестра — все эти факторы создают представление о профессионализме для юных исполнителей и становятся ориентирами, в направлении которых им предстоит развиваться.

— Дирижер — необходимое ключевое связующее звено между солистом и оркестром. Расскажите, в чем ваш секрет построения таких взаимоотношений?

— Главная задача дирижера, как и оркестра, — создание психологически комфортной атмосферы для совместного музицирования. Ведь для неопытного музыканта, еще не уверенного в своих силах, с огромным грузом собственных несовершенств или, что еще хуже, полным отсутствием знания о них — игра с оркестром всегда психологическое испытание, а для многих — стресс.

Порой юный музыкант чудесно играет в классе, но на репетиции с оркестром теряет половину сделанного, не справляясь с волнением, может полностью забыть текст, мышечно сковаться до такой степени, что не в состоянии сыграть простые пассажи. Часто память о первых неудачах парализует волю исполнителя, закрепляя в сознании страх перед оркестром, сценой, публикой. Почему это происходит? Процесс адаптации очень сложен, умение управлять собой, контролировать себя в психологически напряженные моменты (концертное, конкурсное выступление, работа с оркестром) — большое искусство, рождаемое опять-таки опытом. Сопереживая молодому исполнителю, необходимо поддержать, помочь, воодушевить его, дать поверить в себя.

Из досье

У Наталии Пономарчук, заслуженного деятеля искусств Украины, за плечами огромный опыт работы со многими оркестрами, среди которых заслуженный коллектив России — Академический оркестр Санкт-Петербургской филармонии, Национальный академический симфонический оркестр Украины, Академический симфонический оркестр Национальной радиокомпании Украины, а также оркестры Луганска, Одессы, Донецка, Харькова, Львова — всех не перечислить. А еще она творчески сотрудничает с симфоническими оркестрами Польши и Болгарии.