UA / RU
Поддержать ZN.ua

ДЕЖУРНЫЕ ПО АПРЕЛЮ

Чтобы попасть на этот спектакль, нужно иметь проездной документ, говоря проще, билет на поезд. Поезд ностальгии, за окнами которого замелькают года, зашумят минувшие события, будет буйствовать апрель...

Автор: Алла Подлужная

Чтобы попасть на этот спектакль, нужно иметь проездной документ, говоря проще, билет на поезд. Поезд ностальгии, за окнами которого замелькают года, зашумят минувшие события, будет буйствовать апрель. Под стук колес услышим пассажи трубы заезжего музыканта, почувствуем, как «солнышко сияет, музыка играет», пройдем мимо часовых любви под звуки «надежды маленького оркестрика», поставим на стол склянку темного стекла из-под импортного пива, и расцветет в ней роза красная, «гордо и неторопливо» — и вот тогда мы ощутим как это из собственной судьбы выдергивать по нитке. От нынешней молодежи это уже далеко, от этих строк защемит сердце у людей постарше. Они вспомнят… Конечно, Булат Окуджава.

«В барабанном переулке», так назвали спектакль по песенной поэзии Булата Окуджавы в Киевском театре-мастерской театрального искусства «Сузір’я». Создатели спектакля (режиссер — И.Славинский, пластическое решение — Е.Даньшина, художник П.Адамова, художник по свету В.Новиков, звук В.Шкара, костюмы Л.Чуб) решили выявить сценически, может быть, главную особенность песен Окуджавы — их обращенность к каждому в отдельности, необъяснимую возможность душевного контакта с поэтическим текстом, возникающего у слушателей, которые невольно примеряют его к своей судьбе.

Придумали спектакль, его необычную форму, актеры, в нем сыгравшие — Ирина Калашникова, Сергей Мельник, Катерина Тыжнова (музыкальное сопровождение). Их персонажи не имеют имен, но суть этих образов можно было бы определить просто: Она, Он и Музыка. Булат Окуджава не раз повторял, что у него «не совсем песня, это просто способ исполнения своих стихотворений под аккомпанемент». Так и «В барабанном переулке» не совсем спектакль, это способ проживания судьбы под аккомпанемент проникновенных строк Окуджавы. В спектакле нет ни одного диалога, ни одного произнесенного слова, только песни, возникающие одна из другой, сюжетно завязанные, решенные по всем законам драматургического произведения: завязка—развитие— кульминация— развязка. Герои, подобно автору, «пробираются как в туман, от пролога к эпилогу».

«Вокзальная история»… Внешне все просто, маленький привокзальный ресторанчик, где под грохот проходящих поездов, уносящих с собой жизнь мимо, коротает время в ожидании клиентов официанточка, которая еще и певица для развлечения тех же клиентов. И вот заходит посетитель, чемодан в руках, шляпа надвинутая на глаза, закрытая, чужая судьба. Но есть потребность в том, чтобы «отступило одиночество» и начинают души движение навстречу одна другой. Казалось бы, все просто, даже банально. Встретились мужчина и женщина, вспыхивает искра… Но весь подтекст ситуации, ее многомерность и неоднозначность перекликается со звучащими песнями Окуджавы. В ней, как и в них — мудрая иносказательность, метафоричность, тонкая образность, глубина и только кажущаяся простой символика. Мужская поэзия Окуджавы удивительным образом разложилась актерами на женскую и мужскую линию и образовался связный диалог с вопросами и ответами на вечные загадки бытия, и афористичность любой строчки поэта становилась еще объемнее, еще глубиннее. За каждой песней стоял момент жизни, актеры делали театрализованную интерпретацию текста, эмоционально проживая его и одновременно оживляя собственным видением. Во всех песнях И.Калашникова и С.Мельник иные. Мимикой, пластикой, манерой исполнения, просто взглядом они создают новую черту характера своего персонажа, здесь наивность и страсть, опасения и надежды. Один на один, глаза в глаза, сердцем к сердцу. «Все должно в природе повториться…» «И любовь, и кровь…» Но времени опять не находится, чтобы повиниться.

Спектакль удивительно цельный. Его действенный ход с органикой пластики, с интересными режиссерскими находками держится актерами на одном дыхании, несмотря на то, что зрителю приходится переключаться с песни на песню. За актерами очень интересно наблюдать, они не оставляют зрителей равнодушными, своей искренностью им удается возбудить те волшебные волны душевной энергии, ради обмена которой и затевается любое искусство. Пристальное внимание к другому человеку, правда и мудрость, присущие поэзии Окуджавы, актеры множат на собственное трактование, и в результате рождается надежда, так необходимая особенно сегодня, надежда на то, что несмотря на все сложности жизни «нежданный берег из тумана выйдет к нам».