«В некотором царстве, в некотором государстве...» А кого, собственно, заинтересует такое начало? В нем мало экшена, агрессии, эротики, наконец. Ведь чем можно нынче заинтересовать детей, по мнению отечественных телепродюсеров?
Однако обо всем по порядку. Просматривая программу телепередач, зритель не так часто встретит подзаголовок «Детская программа» . То, что полагается ребенку (именно ребенку, а не трудному подростку с сексуальными проблемами) по «норме» ведущих украинских телеканалов, - это мультяшные сериалы, а по выходным на десерт - сериал художественный. Скажем, «Студия «1+1» явила яркий пример пренебрежения по отношению к детскому телевидению, заменив «Детский сеанс» (программу пусть не идеальную, но все же детскую) на «информационно-развлекательную» программу «Не все дома» для так называемых «тинейджеров». Вообще, понятие «тинейджер» в отечественном контексте приобретает оттенок надуманности и претенциозности. Этот самый «тинейджер» одевается неряшливо, сидит на полу, а не на стуле, хамит всем подряд и в лучшем случае пользуется презервативом, в худшем - наркотиками. «Тинейджер» крут до невозможности. Но это не реальный мальчишка или девчонка, а лишь придуманный кое-как, искусственно перенесенный на нашу почву образ. «Не все дома» ориентируется в первую очередь именно на ту часть аудитории, которая хочет казаться «тинейджерами». Видимо, этими последними хотят быть и ведущие. «Супер!» - говорит мальчик. «О'кей!» - отвечает девочка, вследствие чего происходит полное взаимопонимание. В студию «Не все дома» приглашаются гости - один другого краше. Молодцы, называющие себя музыкантами, без тени интеллекта, зато с явными признаками наркомании на одутловатых лицах. Камера лихорадочно шатается, ведущие болезненно дергаются, создавая видимость действия, пресловутого «экшена», который, по мнению некоторых вышестояших телелиц, совершенно необходим для истинного «тинейджера». Даже объединенные усилия «Долгоносиков», «Кроликов», кавээнщиков во главе с Сергеем Сивохо и прекрасное дизайнерское оформление не спасают программу от налета дешевой «крутизны», от пошлых штампов, навязанных временем.
Вспомним главную установку телевидения советских времен - воспитывать зрителя, учить его. В те времена перегибали палку? Безусловно. Но существовала культура, гигантская культура ДЕТСКОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ, культура Валентины Леонтьевой и Хрюши со Степашкой. Она была плохой? Сомнительно. Прежде всего она была КУЛЬТУРОЙ. Иначе бы мы с вами не смотрели с таким удовольствием те самые детские передачи в те самые прошлые времена.
Времена изменились и для телевидения, и для страны, и для мира. Мы отказались от прошлого. Украина сделала это до того окончательно и бесповоротно, что не нашла ничего лучшего, как взять чужое. Сами знаете, какое именно - западное. А на Западе - в Америке, например, - телевидение не учит и не воспитывает, оно РАЗВЛЕКАЕТ.
Взрослый эти наши развлекательные потуги еще может пережить более или менее безболезненно. Он-то хоть приблизительно понимает, чего хочет и что ему нравится. Но ребенок, подросток - совсем другой разговор. Все эти попытки неумелого развлечения вряд ли идут на пользу, вряд ли добавляют раскованности нашим «закомплексованным» детям. Включив, например, программу под названием «Ровесник» вы услышите сакраментальную фразу: «А какая же школьная вечеринка обойдется без презерватива?». Налицо: а) воспитание еще больших комплексов; б) подмена понятий. Раскованность нагло подменяется развращенностью. Ведь «взрослые дяди» пытаются развлечь не наших конкретных мальчиков и девочек, а все тех же придуманных индивидуумов, скопированных с образа среднестатистического американского подростка. Нет нужды подробно объяснять, в чем заключается абсурд такой ситуации. Просто мы разные - и в культурных традициях, и в системах воспитания.
Но есть еще один подход к созданию украинских детских телепрограмм. Это консервативный подход, который, к сожалению, в большинстве случаев ориентируется на отмершую форму провинциального телевидения. Эстетикой сельского клуба создатели программ пытаются «вернуть» юношество к народным традициям. Одной из иллюстраций к такому «народному» подходу может служить программа «Старые сказки на новый лад» (КДТРК, производство студии «Рось»). На экране появляются дети (ну правильно, раз передача детская, значит, должны быть дети), которые говорят почему-то исключительно на суржике. Рассказывают стихи про «неньку-Украину», истории о том, как ходили с мамой на базар, что купили и почем. Поют песни: например, девочка с куклой Барби на майке очень громко и долго поет «Щедрий вечір» (действие происходит в октябре). Любительская съемка в доме культуры или сельском клубе демонстрирует нам детей с перепуганными глазами, выдрессированно читающих нечто вроде баек П.Глазового (интересно, они что-то в них понимают?). При чрезвычайно низком техническом уровне программы (который остается вечным бичом нашего некоммерческого ТВ) возникают нехорошие мысли относительно такого «традиционного» подхода.
Но существуют на нашем телевидении и другие традиции. О них уже было сказано выше - это традиции «В гостях у сказки», «АБВГДейки» и других не менее любимых программ, которые, развлекая, учили и воспитывали. Именно в этом стиле работает утренняя программа «Детвора» («Приват-TV»). Ее ведущий - кролик Сеня рассказывает своим зрителям (а смотреть интересно и детям, и родителям) о том, как смастерить птичку из каштанов и как приготовить вкусный торт. Он тоже не обошелся без новомодных выкрутасов - показывает «мультпарад», неизвестно как и кем составленный, впрочем, может, детям и так интересно? Правда, и здесь не смогли не поставить перед камерой некоего ребенка, фальшиво поющего что-то вроде «Купила мама коника, а коник без ноги...» (видимо, авторы расценили песенку как детскую).
«Детворе» вторит «А мы сами с усами» (ТРК «КИЕВ»). Вторит скорее по структуре детского «тележурнала», чем по общему настроению. Экстравагантные юные ведущие - две девочки, говорящие соответственно на хороших украинском и русском языках, - обладают несомненными актерскими способностями. Программа под руководством этих двух маленьких «ведьмочек» превращается в телеверсию детских страшилок. Жаль, правда, что авторы в некоторых местах уж слишком «перегибают палку». Много крика, много завываний - много лишнего. Вклиниваются какие-то надуманные интервью, лишние рубрики... Конечно, можно понять, откуда в детской программе берется рубрика «Учимся каратэ». Да, время неспокойное, преступность и т.д. и т.п. Но когда доходит до фразы «... и сильным ударом добивает противника на земле» с соответствующим показом - то поневоле задумываешься над тем, откуда берется детская жестокость и как с ней бороться.
Ладно, оставим морализаторство и поговорим о наиболее плодовитой и благодатной ниве детского ТВ - вечерних передачах. «ТЕТ», к примеру, транслирует две такие программы: «Спать пора» и «Сказки антресольки» - русско- и украиноязычные. Милые, ласковые, спокойные, как и подобает вечерним детским программам. Не столь богаты «Гравис» и
УТ-1 - у них на двоих почему-то только одна программа «На добраніч, діти». И показывают здесь почему-то исключительно библейские комиксовые мультики. То есть понятно почему, но все равно обидно - ведь программа от этого обедняется. «Сказка у ночника» (ТРК «КИЕВ») мультиками тоже не сильна (там их просмотр, видимо, не предусмотрен концепцией), зато какой ведущий замечательный! Импозантный романтичный дедушка (Ян Козлов) в искренности и умении общаться со зрителем может сравниться с самой Валентиной Леонтьевой. Жаль только, что программа не имеет своего фиксированного времени и выходит в диапазоне от 18 до 20 часов. А кто же желает «спокойной ночи» в шесть часов вечера, когда дети еще и уроки не сделали?
«Новый канал» решает проблему детского телевещания по-своему. Он показывает фильмы. Но не сериалы сомнительного качества и содержания, а добротные фильмы-сказки и фильмы-экранизации. В выходные дни их особенно много, и всякий зритель - стар и млад - может ими наслаждаться: кто с увлечением открывая что-то новое, а кто вспоминая собственное детство.
Но наше телевидение дарит такие минуты редко. При том что каждый зритель имеет возможность переключать не три кнопки, как было раньше, а минимум кнопок восемь-девять (не учитывая возможностей кабельного телевидения). А наши ребята по-прежнему вынуждены висеть где-то между Сциллой «тинейджерской» продукции и Харибдой провинциальных традиций. А они достойны значительно большего.