UA / RU
Поддержать ZN.ua

ДЕТСКОЕ КИНО

Июль в Крыму для многих уже в седьмой раз традиционно связан с проведением Международного фестиваля детского кино «Артек»...

Автор: Светлана Короткова

Июль в Крыму для многих уже в седьмой раз традиционно связан с проведением Международного фестиваля детского кино «Артек». В артековском порту швартуется корабль - на этот раз «Алексей Ватченко». Бледнолицая, не видящая солнца за шквалом подготовительной работы фестивальная команда радушно принимает гостей и участников фестиваля, а у всей пятитысячной смены «Артека» летит в тартарары привычный распорядок дня - у фестиваля свое расписание.

То, что такой детский кинофорум необходим, уже никому доказывать не надо. Разговоры о падении духовности, о «бесхозности» детей, о потоке телемонстров и, к сожалению, о почти полном падении интереса к кино навязли в зубах и не воспринимаются на слух. Посему фестиваль детского кино - конкурс, который судит бескорыстное детское жюри (большое и маленькое), - многочисленные ретроспективы и информационные программы плюс грандиозные придумки артековских энтузиастов. У кого станет наглости охаивать это действо!? К тому же при декларированной любви к культуре вообще, к кино в частности фестиваль требует немалых финансовых вложений, которые от года к году организовывать все сложней.

Изначально фестиваль «Артек» - общее дитя Украины и России. Среди его отцов-основателей Государственный комитет по делам семьи и молодежи Украины, Министерство культуры и искусств Украины, Госкино России, Союзы кинематографистов обеих стран, НТВ-Холдинг, НТВ-Профит, многие другие государственные, общественные и коммерческие структуры и, конечно же, МДЦ «Артек». По моим наблюдениям, именно на «Артек» лег в этом году основной нелегкий организационно-финансовый груз. Команда во главе с Михаилом Сидоренко с честью «взяла вес», однако разговоры о будущих «детских Каннах» позволю себе считать преждевременными.

Я люблю этот фестиваль, его атмосферу, его самоотверженную команду и искренне хочу, чтобы у этого детского праздника было будущее, поэтому надеюсь, что мои впечатления и эти заметки не станут поводом к корпоративным «разборкам», а станут информацией к размышлению о будущих детских кинофорумах.

Во-первых, фестиваль, проводимый уже в седьмой раз и заявленный как международный, официально не зарегистрирован, что приводит к календарному совпадению с другими фестивалями кино. Секрет полишинеля, что киноновинки вообще, а детские в частности, можно по пальцам перечесть. Лишь престиж фестиваля дает ему «право первой ночи» - идет жесткая конкуренция даже у «взрослых» фестивалей. От этого также зависит список гостей и участников, в котором каждый устроитель мечтает видеть имена звезд первой величины. Думаю, именно поэтому так поредел список знаменитостей, по сравнению с предварительно заявленным. И здесь не поможет даже высокий патронат Президента Украины, которым был отмечен нынешний форум.

Хотя, конечно же, встречи с Анной Каменковой и Давидом Черкасским, Людмилой Хитяевой и Владимиром Талащко, Ольгой Сумской и Всеволодом Шиловским и многими другими, все-таки приехавшими в «Артек», станут для ребят, публики благодарной и восторженной, неоценимой духовной памятью.

А что же само кино? В номинационный лист, который был у каждого артековца, т.е. в конкурсную программу, было вписано десять наименований. Любимый ребятами и четыре года подряд называемый «самым смешным фильмом» киножурнал «Ералаш» сразу же выпал из списка, т.к. его генеральный директор Борис Грачевский представлял последние выпуски на проходящем в это время Международном фестивале детской аудиовизуальной культуры в «Орленке» (Туапсе). Поговорим об оставшихся.

Надо сказать, что конкурсная программа сверстана наспех и выглядит достаточно эклектично, по принципу: с кем договорились, то и смотрим. Никакого предварительного отбора на демократичном «Артеке» пока нет. Понимая все трудности формирования программы, учитывая разновозрастную аудиторию артековского кинофорума, рискну все же напомнить, что это фестиваль детского кино. И если «Последняя попытка Софии» (Исландия-Норвегия, реж. Ари Кристонсон), названная «самым добрым» и «самым-самым фильмом», где маленькая героиня ищет отца и пытается привлечь к себе его внимание, может трактоваться как «семейное кино», то вялый детектив «Юкка» (Россия, реж. Михаил Туманишвили), победивший в номинации «самый увлекательный фильм», вряд ли запомнится зрителям надолго. Правда, исполнители ролей в этом фильме собрали почти весь букет актерских наград: лучшая актриса - Елена Яковлева (ее не было в «Артеке» ввиду занятости в роли Анастасии Каменской в многосерийном сериале по произведениям Александры Марининой), лучший актер - Игорь Бочкин (он тоже отсутствовал) и собравшая все лавры лучшая девочка-актриса Юлия Чернова, уже известная артековскому зрителю по прошлогодней победе. Она пришлась по душе юным зрителям в роли героини «Бедной Саши» - фильма-победителя прошлого фестиваля. Киргизская картина Актана Абдыкалыкова «Бешкемпир», номинированная на «Оскар» от своей страны, была названа самым мудрым фильмом. Поэтичная, сложная для детского восприятия картина, напоминающая по стилистике феллиниевский «Амаркорд», перенесенный в киргизский этнос. Удача картины - ее главный герой, в исполнении сына режиссера Мирлана Абдыкалыкова. Несмотря на юный возраст, у него за плечами десятилетний стаж работы в кино, так что лучшим мальчиком-актером он стал по праву.

Малое детское жюри отметило дипломами многие другие картины из конкурсной программы. Например, последнюю работу Алексея Сахарова «На бойком месте». Этот фильм упоминался в «Кинотаврском киносерпантине». Скажу лишь, что в данном контексте лента вряд ли подвигнет ребят к пристальному изучению драматургического наследия великого Островского. В наградном списке и картина Бориса Небиеридзе «Седьмое кольцо колдуньи» - единственный за последние годы отечественный фильм-сказка.

Удачная задумка устроителей - «Золотая фильмотека», в основе идеологии которой сближение поколений. Здесь в тиши зала дворца Суук-Су ребята смотрят любимые ленты мам и пап, бабушек и дедушек. Пушкинский юбилей был отмечен ретроспективой экранизаций поэта - «Метель», «Выстрел», «Последняя дорога», «Барышня-крестьянка». Пятидесятилетний юбилей александровской «Встречи на Эльбе» при полном зале был встречен достаточно прохладно. На мой взгляд, есть более душевные картины, любимые старшими поколениями, которые действительно объединили бы их общими духовными переживаниями. Хочется верить, что в будущих «Золотых фильмотеках» будут представлены фильмы, наиболее полно отражающие широкий спектр проблем, переживаний, болей и радостей, предшествующих сегодняшнему поколению.

Как всегда восторженно была принята программа «КРОКа». Ирина Капличная и команда и мультики показали, и на мастер-классах вместе с ребятами сделали свою работу, представленную на закрытии, и традиционно повеселили народ на собственном вечере «КРОКа», к которому уже привыкли и ждали с нетерпением.

Динамика роскошного шоу-открытия была потеряна под долгие протокольные выступления взрослых дядь и теть на закрытии фестиваля. Хотя публика приветствовала вполне заслуженные награды и почетные звания, которыми руководство Крыма наградило Михаила Сидоренко, Владимира Вагнера и других преданных служителей артековского дела, ребята все же сникли, а некоторые даже мирно посапывали. Мощный эмоциональный заряд был выплеснут во время разбудившего их фейерверка.

И все-таки фестиваль еще раз доказал, что ребята любят и хотят смотреть кино и общаться с людьми, которые его делают. Это лишь подтвердила пресс-конференция с Малым детским жюри под неизменным председательством Исака Могетона. Ребята единодушно подчеркивали радость приобретения нового опыта и радовались за единственного, неизвестного еще кандидата, который станет членом жюри фестиваля в Лоане (Франция). Приглашение это прозвучало из уст президента этого фестиваля восторженного Лефевра Раймона, впервые посетившего «Артек» и пораженного его фестивальным размахом.

Расставшись с формальной грандиозностью, фестиваль ничего не потеряет, а лишь приобретет. Не надо быть похожими на Канны, «Артек» прелестен своей неповторимостью и завидной искренностью детской аудитории. Залог его будущего - в крепкой сформировавшейся команде и в том, что все мы готовы их поддержать.