Так много детей Славутич еще не видел. Детские стайки - от пятилетних карапузов до подростков-принцесс, то сосредоточенные, то весело щебечущие, в немыслимых концертных нарядах проносились по столице чернобыльской зоны.
Стоп, стоп! Чернобыль - и дети? Разве можно везти детей в Чернобыль? Не преступление ли это? - спросит иной читатель, помнящий ужас 86-го года.
С этим вопросом я тоже подходил ко многим людям в Славутиче - и занимающим высокие должности, и специалистам по медицине, и к простым жителям города. «Славутич - не зона, он чист», - в один голос утверждали они. До ЧАЭС - пятьдесят километров. Здесь проведена тщательная дезактивация, и фон в пределах нормы. Продукты - чище, чем в Киеве. Постоянные международные комиссии подтверждают эти данные. Любой житель может взять дозиметр и мерять все, что хочет. Медицинских отклонений не больше, чем в любом другом городе Украины. Зато рождаемость намного выше.
Действительно, Славутич поражает. Такого чистого и аккуратного города в Украине, пожалуй, нет. Даже непривычно: из нашей бедности, бестолковости, гримас раннего капитализма попасть в действующий образцовый город. Как и у любого сообщества людей, у него есть свои проблемы, но решаются они быстрей и грамотней, чем в целом в нашей многострадальной стране.
Все это, по словам генерального директора ЧАЭС С.Парашина, делается для того, чтобы люди, обслуживающие станцию, были счастливы. Только спокойный, уверенный в завтрашнем дне работник может обеспечить настоящую безопасность, избежать случайностей. А еще - развитие культуры: если человеку есть чем заняться по вечерам, есть где проявить свои таланты или просто посмотреть на таланты других, он не станет искать забвения в водке, его социальная энергия будет разряжена спокойно.
Потому и проводятся в Славутиче грандиозные фестивали, в которые вовлекается весь город.
Много выдумки проявили службы культуры Славутича, организовывая второй Международный фестиваль детского творчества, телевидения и прессы «Золотая осень Славутича». Примечателен девиз фестиваля: «Хочу видеть мир счастливым». Со всей Украины были приглашены юные певцы, танцоры, музыканты, и, поверьте, многие из них смотрелись не хуже, чем лидеры передачи «Утренняя звезда».
Были проведены уникальные конкурсы молодых газетчиков и тележурналистов. По городу бегали мальчики с японскими видеокамерами, останавливали известных людей, совали под нос диктофоны.
Но, конечно, главным конкурсом был эстрадный.
Вы знаете, как выглядит центральная площадь города, превращенная в гигантский концертный зал? Смонтированная на ней сцена впечатляла. Светотехника от фирмы «Феерия», пляшущие лазерные картинки на стенах домов, аэростаты, усилительная аппаратура, способная озвучить город «до самых до окраин...» Короче, все было сделано для создания атмосферы чуда и праздника. Состоялись авторский вечер композитора Геннадия Татарченко, встреча с Ангелиной Вовк. Был и обещанный сюрприз - выступление Ла Тойи Джексон.
Среди субботнего вечернего детского концерта, когда выступали коллективы действительно один лучше другого, внезапно перед сценой выросла цепь из плечистых ребят - охрана. Сестра своего знаменитого брата прибыла прямо к подиуму на черном лимузине немыслимой длины. Выступление Ла Тойи и двух ее танцоров легко завело многотысячную площадь, особенно детей. Стало ясно, что хоть она немного и не суперзвезда, но конкуренции со стороны украинских коллег может пока не бояться. Возможно, кто-то имеет получше вокал, кто-то интенсивнее изображает сцен-движения, но... Нет, не зря ее поставили в детский концерт. Особенно тепло была встречена вариация на одну из песен Эдит Пиаф - Ла Тойя пригласила на сцену парня и девушку из числа танцоров, приехавших на конкурс, и представьте, выпустила их импровизировать на передний план. И пела о них для зала, оставаясь как бы в тени.
На пресс-конференции с Ла Тойей микрофон оккупировала наша юная журналистская поросль, показав при этом дотошное знание жизни семьи Джексонов и... не скованную никакой тактичностью беспардонность. У мужиков уши вяли, когда 14 - 15-летние «интервьюерши» задавали вопросы о некоторых подробностях интимной жизни «звезды». Ну, а вопрос: «Верно ли, что вы помолвлены с Майком Тайсоном?» Ла Тойя ответила. «Нет, ну что вы!», а сидевший рядом муж и продюсер улыбнулся: «Майк Тайсон проиграл!»
На следующий день, после завершения многочисленных конкурсов, там же, на площади, состоялся концерт гостей фестиваля. В Славутиче посчитали нужным отметиться почти все популярные украинские певцы последних лет: от Таисии Повалий, Ирины Билык и Астраи до Олексы Береста и Анатолия Матвийчука. Блистательно, как всегда, работали «Кролики» - В.Данилец и В.Моисеенко. Пятичасовой гала-концерт показался не несколько перенасыщенным - калейдоскоп из тридцати артистов, поющих по 1 - 3 песни и работающий, в основном, в похожих стилистических ключах, - но публика, заполонившая уютную площадь Славутича, явно была довольна. Даже после завершения концерта и финального фейерверка, в первом часу ночи, она не расходилась и с энтузиазмом глядела на выступления, по просьбе телевидения повторенные Олексой Берестом и ансамблем «Пролисок».
Теперь - о лауреатах фестиваля. В эстрадном конкурсе первое место присудили ансамблю «Нотки» из Кривого Рога, второй приз у Алины Лебедь из Днепродзержинска, третий - у Виктории Савченко (Кривой Рог). Дипломы в разных номинациях вручены Тане Халаимовой (Бровары), Ирине Ермакович (Киев), Люсе Коваленко (Кривой Рог), Кате Миссюре (Киев). Среди коллективов отмечены «Пролисок» (Кировоград), «Зорька» (Витебск) и «Ритм» (Светловодск). Приз лучшего юного журналиста фестиваля вручен киевлянке Оле Щербине, а лучшей газетой признана «Ну и ну», «изданная» школьниками из Херсона.
Мне запомнились слова, сказанные на закрытии фестиваля его пресс-атташе Александром Юриковичем:
- Я был на «Кинотавре» в Сочи. «Кинотавр» жил своей жизнью, Сочи - своей, они не пересекались. Я был на фестивале в Витебске. Фестиваль был сам по себе, а Витебск - сам по себе. Тут, в Славутиче, фестиваль и город составляют одно целое. Поэтому он живой.