UA / RU
Поддержать ZN.ua

Детские игры взрослых людей

Полноводный Уж, поблескивая в лучах солнечного бабьего лета, змеился центром нарядного Ужгорода. Город праздновал свой 1111-й день рождения...

Автор: Алла Подлужная

Полноводный Уж, поблескивая в лучах солнечного бабьего лета, змеился центром нарядного Ужгорода. Город праздновал свой 1111-й день рождения. Важная и ставшая с 1990 года необходимой часть этого празднования — Международный фестиваль театров кукол «Інтерлялька». На солидный профессиональный форум кукольников, инициированный и организованный заслуженным работником культуры Украины Александром Туряницей, директором фестиваля, собираются раз в два года. И этой осенью традиционно по городу запестрели красочные афиши «Інтерляльки-2004».

За семь дней фестиваля на гостеприимную сцену хозяев — Закарпатского театра кукол вышли фантастические кукольные персонажи 21 спектакля. Кроме настоящего театрального события, которое пережили маленькие зрители, чутко откликаясь даже на непонятную иностранную речь котов, петухов, ослов, курочек, принцесс и русалочек, фестиваль выполнял миссию творческой лаборатории, в которой артисты разных театров из 14 стран смогли «сверить» свои творческие часы, почерпнуть что-то новое для себя, поспорить. Достаточно объемная и разнообразная программа «Інтерляльки-2004» давала возможность проследить определенные тенденции в развитии кукольного искусства, почувствовать неиссякаемую актуальность поисков вариантов пространственной условности кукольного театра, метафоричность образности куклы. Эстетика фестивальных спектаклей была очень разной, но их роднил безусловный и преобладающий синтез театра кукол и так называемого живого плана. Создается впечатление, что кукольников уже не устраивает место за традиционной ширмой и лишь управление своими персонажами. В стремительном вихре современных экспериментов актеры умчались куда-то, как им кажется, вперед. В пылу самоуверенности они, забыв способности куклы, а зачастую просто перестав ей верить, решают перебрать на себя ее неограниченные возможности. Результаты таких усилий можно было наблюдать в спектаклях «Ярмарочные забавы» (Николаев), «Мальчик Мотл» (Чернигов), «Удивительные приключения» (Молодечно), «Серая шейка» (Одесса). Актеры самозабвенно играли своих персонажей, а планшетные куклы, шутливо именуемые кукольниками «потаскушками», неодушевленно-мертвым грузом переставлялись с места на место. Они здесь выступали плоской иллюстрацией текста, а игры взрослых представлялись неубедительной театрализацией сюжетов.

Впечатление тюзовских постановок оставили спектакли «Принцесса на горошине» (Польша), «Музыканты» (Сербия и Черногория), «Колобок» (Волгоград). Декорации, изобретательно изготовленные большие маски дали возможность о куклах забыть. Порадовала разве что хорошая актерская игра. Но на кукольном фестивале актер важен прежде всего во взаимодействии с куклой. «Крутым» экспериментом смотрелся спектакль «Три сестры» А.Чехова (Германия). Антон Павлович, наверное, искренне бы удивился воображению двух актрис и актера, увидевших героев его знаменитой пьесы скомканными клочками газеты и полосками белой бумаги, свернутой таким образом, чтобы напомнить силуэты сестер. Ассоциативный ряд спектакля, где бумага сминается, как судьбы неприкаянных чеховских героев, конечно, был рассчитан на фантазию и восприятие недетской аудитории. Несомненно, постигать моменты такого экспериментального искусства непросто, но это может привести молодого зрителя к осознанию широты возможностей театрального искусства. Тогда как спектакли образца «По щучьему велению» (Тернополь), «Нам не страшен серый волк» (Херсон) могут убедить в приоритете примитивизма, остановке развития в эстетике прошлых лет, в необязательности соблюдения художественного вкуса.

Виртуозность кукловождения в технике марионетки продемонстрировали актеры театра «Паналалз Папетс» (Швейцария) в спектакле «Индийские танцы». Представьте себе безукоризненно выполненную джигитовку на лошади, нет, на малюсенькой лошадке. А танец живота индийской красавицы? Или заклинание змей? Полнейшая реальность воспроизведения. А с театром «Пинокио» (Сербия и Черногория) удалось попутешествовать по всем областям страны, посмотреть костюмы, познакомиться с традициями, обрядами и танцами тех краев в исполнении кукол.

В пестрой фестивальной программе, где маленький зритель мог увидеть почти все виды кукол — и планшетные, тростевые, марионетки, и петрушечные, шарнирные, теневые, он встретился и со спектаклями, в которых их создатели чутко и четко понимают суть кукольного искусства. В них сохранен баланс кукольного и человеческого театра, найдена совершенная форма гармоничного кукольного действа. Примеры таких спектаклей решением международного жури, возглавляемого заслуженным артистом Украины, профессором Л.Поповым, были отмечены в главных номинациях. В сказочную и романтическую историю попадает зритель на спектакле «Дамианово озеро» (Хорватия). Она имеет глубокие исторические корни, сохраняет национальный дух. Извечная борьба добра со злом, на этот раз в дивном подводном мире. Удивительная фантазия художника, демонстрирование актерами обширных изобразительных возможностей марионетки, высокая техника кукловождения. В музыкально-зрелищной феерии зритель завороженно восхищается сценическими эффектами, придуманными сказочными персонажами, изобретенными находками кукольной органики.

«Золотое яйцо», поставленное литовцами из Каунаса по мотивам классической сказки, продемонстрировало высокую сценическую художественную культуру. Лаконизм оформления, образность декораций, выразительные марионетки и неспешная, мудрая сказка об испытании богатством. Все составляющие спектакля сосредоточены на кукле, ей подчинено все, поэтому столь убедительным оказался эмоциональный результат.

Словацкий «Братик Олененок» использовал принцип открытой условности, когда на глазах детей рождается чудо театра. Сюжет о брате и сестре, гнобимых злой мачехой, присутствует в культуре разных народов, словацкий братик превращается в олененка. Актеры, одетые в фольклорные костюмы, исполняя народные песни, находят убедительную грань собственного существования со стилизовано-условными кукольными персонажами. Детям предлагается принимать непосредственное участие в игре, и этот элемент сопричастности как нельзя эффективнее содействует возникновению общего эмоционального поля. А в его ауре гораздо проще доносить до детей истины воспитательного характера.

Событием фестиваля стал спектакль «Недотепа из Вертепа» Закарпатского театра кукол. У слова «вертеп» несколько значений, это место рождения Иисуса, старинное название кукольного театра, но здесь — это небольшое закарпатское село, где живет главный герой Дмитрик. Атмосфера действа, отмеченного пятью номинациями (лучший спектакль, режиссер — А.Куцик, художник — Я.Данылив, актриса — Н.Орешникова, актер — М.Карпенко), духовная и теплая. Народный юмор, естественность существования симпатичных кукол, колорит — все это сконцентрировалось в обитателях Вертепа. «Открытое» окно вертепной скрыньки одновременно и замкнутое пространство с атрибутами народного быта, и выход во вселенную. Это ощущение усиливают фигуры белых ангелов, молчаливых хранителей, расположившихся вокруг, и темное небо с россыпью звезд. Ангелы мудры и проницательны, статичность их фигур лишь подчеркивает внутреннюю динамику действия, которое кружит и катится вслед за непоседливым Дмитриком. В его голове перепутались Дарвин и Бог, Мичурин и райские сады, а вопрос нужно решать важный — от кого же произошел человек. Спектакль получился ярким, добрым, очень национальным по духу, человечным, искренним. Цельность, сбалансированность всех элементов, эмоциональная выверенность позволила его создателям сделать из бесхитростной истории символ художественного обобщения — человеческой доброжелательности, простоты, патриотизма, душевной открытости, веры в лучшее.

Возможно, фестиваль «Інтерлялька» не ставил перед собой цели убеждать, но своим существованием уверенно противостоит снисходительному утверждению, что кукольное искусство — несерьезное, детское, развлекательное. Люди, создавшие этот радостный праздник, продолжают доказывать серьезность своего искусства реальной возможностью вынесения на его орбиты грандиозных образных метафор, аллегорий, позволяющих посмотреть нам на себя же глазами куклы. И поиграть с куклой. Нет, прожить.