UA / RU
Поддержать ZN.ua

ДЕТИЩЕ РОМАНТИЧЕСКОГО МАСТЕРА

Как известно, романтизм — это не только художественный стиль конкретной эпохи, но и некая смысловая направленность в искусстве в целом...

Автор: Ирина Губаренко

Как известно, романтизм — это не только художественный стиль конкретной эпохи, но и некая смысловая направленность в искусстве в целом. С некоторой натяжкой всех представителей творческих профессий можно разделить на «классиков» и «романтиков», устанавливая взаимосвязь стилистических склонностей с определенными психофизическими особенностями, заставляющими воспринимать мир так или иначе. Романтическое мировосприятие, как правило, несколько усложнено и приподнято; художник-романтик не только чувствует, но и мыслит преимущественно эмоционально. В музыке это воспринимается особенно остро, ведь музыка — едва ли не самый эмоциональный из всех видов искусств, уже по одному своему внутреннему строю претендующий на определенную долю романтичности.

Богодар Которович принадлежит к музыкальным мастерам безусловно романтического толка, и это выражается не только в его исполнительском мастерстве, но и во многих других творческих мечтаниях, причем — мечтаниях осуществленных. Государственный камерный ансамбль «Киевские солисты» — это не просто вымечтанное в течение нескольких лет творческое детище, это коллектив молодых музыкантов, созданный через преодоление множества бюрократических «баррикад», через упорное отстаивание Которовичем своих творческих позиций. Понятно, что романтического в этих хождениях по мукам очень мало, но таковым можно считать итог: профессиональный коллектив, разнообразные сложные программы, поездки по всей Украине, гастроли за рубежом. Последнее по временному отсчету событие — тройная победа на XXX международном фестивале-конкурсе молодежных оркестров в Вене, проходившем с 7 по 10 июля текущего года.

Свой коллектив Богодар Которович собирал, что называется, по крупицам, скрупулезно отбирая лучших. Большинство музыкантов, играющих в «Киевских солистах», — аспиранты Национальной академии музыки, и на сегодняшний день ансамбль укомплектован на 80% от необходимого числа исполнителей. Подобная требовательность не просто соответствует исполнительскому мастерству руководителя ансамбля, но и говорит о следовании внутренним идеалам — во всем. Также это проявляется и в репертуарной политике: отказавшись от исполнения старинной музыки, в котором специализируются многие камерные ансамбли и оркестры, «Киевские солисты» играют музыку, как говорит Б.Которович, романтическую. Это П.Чайковский, Ф.Шуберт, А.Шенберг, из современных украинских композиторов М.Скорик, Е.Станкович, И.Щербаков, в перспективе — В.Сильвестров, одно только перечисление этих имен говорит о том, что творческая планка, которую ставит молодой коллектив, достаточно высока.

К участию в австрийском фестивале-конкурсе камерный ансамбль пришел после выступлений на Рурском фестивале классической музыки в Эссене; после международного фестиваля в Тунисе, на котором коллектив был признан прессой одним из лучших за четырнадцать лет существования фестиваля; после участия в днях культуры Украины в Париже и Берлине. Но именно последний фестиваль оказался для «Киевских солистов» истинно триумфальным: победу в трех номинациях — первое место в категории струнных оркестров, приз города Вены в категории всех оркестров и гран-при за лучшее исполнение по всем категориям. Подобный успех не нуждается в комментариях, поскольку говорит сам за себя. Б.Которович говорит, что одним из нововведений на фестивале явился тот факт, что после объявления итогов коллективам были розданы материалы обсуждений их программ, в которых можно было увидеть воочию подробную характеристику каждого исполнения. Высшие баллы, выставленные практически по всем профессиональным пунктам, — свидетельство победы романтического направления, суть которого заключается в высокой требовательности мастера как и себе, так и к другим.

Сейчас время летних отпусков, но руководитель «Киевских солистов» переполнен творческими планами. Осенью намечается поездка в Токио, выступление в Берлине совместно с Берлинской певческой капеллой, главное же — впереди напряженная работа над новыми произведениями. Это действительно главное, поскольку только настоящее напряженное творчество приносит заслуженный успех.