Гуру анимации — Юрий Норштейн |
Когда международное анимационное «семейство» — а именно такую комфортно-семейную, творческую атмосферу создала на «КРОКе» его дружная команда во главе с Ириной Капличной — весело заселилось на «остров» своего временного обитания — теплоход «Генерал Ватутин», все знали, что график будет напряженным, общение продуктивным, а встречи со зрителями радостными. А еще хотелось и неспешных разговоров с друзьями по духу и профессии, на которые не хватает времени в силу занятости и географической разбросанности. Именно такой «законсервированный» в замкнутом пространстве корабля киносмотр дает неоценимую возможность увидеть и понять всю картину текущего анимационного процесса, обобщить находки, проанализировать неудачи, наметить пути дальнейшего движения. Обширная конкурсная программа показала, что пути развития анимации ничем не отличаются от поисков «большого» кинематографа. Отсутствие интересных сценарных идей, неумение или нежелание рассказывать зрителю истории, уход в формальные поиски, пессимизм, попытка самовыражения, интересная разве что узкому кругу близких к художнику людей. А самое главное — взгляд на мир, начисто лишенный позитивизма. И все-таки позволю себе оспорить мнение известного российского критика Аллы Босарт, высказанное телеканалу «Культура», о том, что фестивальная программа была слабой. Она была скорее эклектичной, но достаточно всеобъемлющей, чтобы обозначить тенденции мировой анимации. Подробный обзор конкурсной программы — в материале Сергея Тримбача, а мы просто пройдем вместе с «КРОКом» весь фестивальный путь.
Несмотря на «закрытость» рабочих просмотров, «КРОК» традиционно открыт для детей, которые являются самыми благодарными зрителями мультипликационного кино. Постоянно проводимые фестивалем «Супермультишоу», шесть из которых предшествовали открытию в Киеве, встречи со зрителями на остановках, переполненные залы, реакция на эти шоу детей и их родителей — яркий того показатель. Хотя в последние годы все чаще устроители «КРОКа» слышат о том, что кинотеатры — коммерческие, им-де неинтересно себе в убыток освобождать сеансы для детей. Но помилуйте, дайте минимальную рекламу и, уверена, будет аншлаг, какой бывал, например, в кинотеатрах на показах фильмов Юрия Норштейна. Тем более что сами фильмы, артистов, режиссеров, клоунов и подарки обеспечивает «КРОК», заметьте, безвозмездно. Такая ситуация была два года назад в Ялте, где «Мультишоу» «КРОК» проводил прямо на набережной у корабля, при большом стечении народа. Аналогичная ситуация сложилась и в этом году в Днепропетровске — лежали готовые к встрече со зрителями горы реквизита, коробки с пленками, 600 подарков для детей, ждали встречи со своим зрителем суперзвезды мировой анимации, а кинотеатр был… пуст. Ни работники кинотеатра, ни местные чиновники не позаботились пригласить зрителей. Безусловно, на корабле все были расстроены таким пренебрежительным отношением.
Но на пресс-конференции появились два представителя местной прессы, лишенные элементарных знаний в области кино, зато явно ангажированные кем-то против фестиваля. Достаточно вспомнить их нелепые вопросы и поведение в духе начинающего рьяного следователя в печально известные годы: «Здесь вопросы задаю я!». Не видя фильмов, не зная сути и не уважая людей, талантом которых освящены работы, составляющие золотой фонд мировой анимации, могу лишь представить, какую информацию о фестивале донесут эти мои коллеги до своих читателей.
Зато Севастополь встретил «КРОК» фанфарами военного оркестра, и все показы, все «Супермультишоу», все подарки для детей, взрослых и моряков были приняты с благодарностью, а после показов фильмов в зале не смолкали аплодисменты. Как не смолкали они и на церемонии закрытия, где зал кинотеатра «Россия» до отказа был заполнен севастопольцами, с восторгом использовавшими возможность посмотреть обойму новой анимации — фильмы-победители «КРОКа — 2003». Побывал «КРОК» и в Артеке.
Серьезным рабочим моментом фестиваля был «круглый стол», посвященный проблемам современной анимации, ее поискам пути к зрителю. Оказалось, проблемы эти не зависят от географии. Юрий Норштейн назвал их мировоззренческими, а Светлана Куценко (Украина), подчеркнув разрыв связей между поколениями, остановилась на теме школы, ведь это уровень, который дается извне, подкрепляя данный от природы талант. Михаил Алдашин (Россия), глава жюри фестиваля, добавил, что сегодняшние аниматоры зачастую забывают о зрителе, работая исключительно для собственного удовольствия и удовлетворения собственных амбиций. А представитель Латвии Вилнис Калниелис, сопродюсер нашумевшего «Свидания в Бельвилле», видит проблему в людях, которые дают сегодня деньги на дилетантское кино. «Закон бизнеса, — подхватил продюсер из Москвы Александр Герасимов, — показывать то, что дает деньги, и у ТВ есть жесткий формат, из-за которого многие фильмы на экран не попадают». Естественно, одним «круглым столом» не решить всех проблем сегодняшнего анимакино, но в профессиональных разговорах рождаются зерна истины, которые, будем надеяться, впоследствии дадут урожай.
Одним из самых положительных моментов фестиваля явилось появление у «КРОКа» нового надежного партнера. Спонсором стал Киевский ювелирный завод, изысканные изделия которого хорошо известны далеко за пределами Украины. КЮЗ изготовил для «КРОКа» великолепные призы и подарки. Альянс аниматоров и ювелиров говорит одновременно и об уровне самого фестиваля, и об уровне мышления художников по камню и металлу — все крупные кинофорумы сотрудничают с известными ювелирными домами, так что славный список «Ювелирный Дом Привалова», Tiffani, Cartier пополнился именем Киевского ювелирного завода.
— Анимация перестала быть только детским кино, — подчеркнул идею альянса с аниматорами первый зам. председателя правления ОАО «КЮЗ» Сергей Мисников. — Это искусство, имеющее чрезвычайно широкие выразительные возможности. И, что очень важно, огромное социальное влияние. Своим содружеством с «КРОКом» наш завод хочет внести свой вклад в развитие мультипликации, усилить ее позитивное воздействие на общество.
Есть надежда, что в ряд учредителей (Министерства культуры России и Украины, Союзы кинематографистов обеих стран, Киевгорадминистрация и Конфедерация союзов кинематографистов) и постоянных друзей-партнеров (Центр инновационных проблем «Новоком», правительство Москвы, Фонд содействия развитию искусств (Украина), авиакомпания KLM, компании Canon, Улис и Гопак) навсегда впишется имя Киевского ювелирного завода.
«КРОК-2003», пройдя спокойно и величаво несущий свои воды Днепр, по-осеннему штормящее Черное море, бросил якорь в Одессе. Гости и участники разлетелись и разъехались по 34 странам мира, унося с собой воспоминания о фильмах и карнавалах, вечерах знакомств и спорах до хрипоты, встречах со зрителями и, конечно же, надежду на встречу в будущем году, которая должна состояться на территории России.