UA / RU
Поддержать ZN.ua

Десятилетие кинолюбви

Единственный в мире кинофорум, посвященный любви, проходит в Москве уже в десятый раз. Правда, если...

Автор: Светлана Агрест

Единственный в мире кинофорум, посвященный любви, проходит в Москве уже в десятый раз. Правда, если раньше «Лики» растапливали полнотой своих киноэмоций суровую московскую зиму, то уже во второй раз киновариации на тему любви стартуют весной, вместе с возрождением природы. Придумал фест в свое время вечный кинорыцарь, создатель «Кинотавра», президент группы кинокомпаний «Кинотавр» Марк Рудинштейн. А с этого года он сам стал подлинным председателем фестиваля. И хотя вряд ли можно найти фильм, в котором не звучала бы любовная линия, все же фестиваль именно ее ставит во главу угла.

Восьмого марта в московском Доме кино начали свой конкурсный марафон «Лики любви», ведомые президентской парой, сменяющей друг друга ежегодно. Президентской парой в этом году был не образцово-показательный актерский дуэт. Ее представляли директор фестиваля Ситора Алиева и директор программы Сергей Лаврентьев. На открытии был показан знаменитый фильм Кевина Спейси «У моря». Представила картину кавалер ордена Британской Империи, номинант премии «Оскар», лауреат «Золотого глобуса» и премии Британской киноакадемии, исполнительница одной из ролей в фильме, знаменитая британская актриса Бренда Блетин. Она же возглавила жюри фестиваля этого года. Показу же фильма-открытия предшествовал концерт специальной гостьи фестиваля Ванессы Мэй.

Вместе с г-жой Блетин судьбу Золотых и Серебряных Стрел будут решать: лауреат каннской «Золотой камеры» иранец Хассан Ектапанах, который уже был со своей картиной «Джомех» участником конкурса одного из «Ликов» и победил; Клаус Эдер, генеральный секретарь ФИПРЕССИ; глава набирающего силу таллинского фестиваля «Черные ночи» Тиина Локк; Ян Эрик Хольст, возглавляющий норвежский киноинститут, и журналистка из «Вэрайети» Лесли Феоперин. Специальный гость фестиваля Ален Делон.

В конкурсной программе 16 фильмов: от норвежской ленты «Не раздеваться» и итало-польской «Сад земных наслаждений», задекларировавшей не только изысканно-художественный стиль, но и столь же громкую скандальность, до традиционно тихих лент — японской «Кошка убежала из дома» или словенской «Под ее окном».

Сергей Лаврентьев, который уже много лет не только составляет, но и интересно верстает конкурсные программы «Ликов любви», неутомимо придумывает перспективы, поделился своими планами о них:

— Традиционные ретроспективные показы в этом году построены по принципу игры в названия. Первая ретроспектива называется «Любовь и...» Вторая — «...и любовь». Программный директор «Ликов» уже заслужил от коллег дружеский упрек в формализме. Наверное, этот упрек справедлив, но почему бы ему, программному директору, с согласия Госфильмофонда, и не поиграть. Не вытащить на свет Божий азербайджанскую комедию «Любовь и лимандры», признанную зрителями одним из худших фильмов 1965 года? Не показать гэдээровскую драму «...И твоя любовь тоже», рассказывающую о Берлинской стене в тот год, когда это дивное сооружение коммунистической архитектуры было явлено миру? Ведь старое кино порой смотрится удивительно и вызывает чувства и эмоции, которые не входили в планы его создателей

Ну и на сладкое мы припасли совсем уж диковинную ретроспективу. Несколько лет назад скончался итальянский мастер эротического кино Аристид Массачези, известный по своему знаменитому псевдониму Джо Д’Амато. Идея этого показа вынашивалась вышеупомянутым программным директором три года, и вот, наконец, при помощи продюсера Даниэлы Донати, критика Манлио Гомараски и отборщика МКФ в Венеции Алены Шумаковой столичным поклонникам режиссера удастся увидеть на большом экране его знаменитые ленты «Калигула. Нерассказанная история», «Черный секс», «Антропофаги»... Увидеть и, быть может, ответить на классический вопрос сторонников всепобеждающей нравственности: чем же эротика отличается от порнографии. Ретроспектива «Джо Д’Амато. Памяти озорника» — это подарок не только зрителям, но и организаторам фестиваля в год его десятилетия.

Как всегда, подробные отчеты о фестивальных буднях и беседы с его гостями — в ближайших номерах «ЗН».