UA / RU
Поддержать ZN.ua

День театра. Будет вам "Счастье"

Накануне Международного дня театра есть возможность подвести итоги соревнований, связанных с театральной премией "Зеркало сцены" (инициатор и основатель ZN.UA). Театральные критики определили лучшие столичные драматические спектакли 2016-го, поставленные молодыми режиссерами (не старше 30 лет).

Автор: Олег Вергелис

Накануне Международного дня театра есть возможность подвести итоги соревнований, связанных с театральной премией "Зеркало сцены" (инициатор и основатель ZN.UA). Театральные критики определили лучшие столичные драматические спектакли 2016-го, поставленные молодыми режиссерами (не старше 30 лет). Подавляющим большинством голосов, поданных экспертами, и определился победитель, а следовательно - лауреат уже второй премии "Зеркало сцены". Это режиссерская работа Ивана Урывского в Киевском театре "Золотые ворота" - "Украденное счастье", по мотивам классической пьесы Ивана Франко.

Идея премии "Зеркало сцены", цель которой - поддержка новых, прогрессивных, инновационных явлений на украинской сцене, возникла год назад. Эта премия не предусматривает какую-либо борьбу с уже существующими государственными премиальными театральными отличиями. "Зеркало сцены" - премия в русле европейских традиций, когда влиятельные издания активно наблюдают за сценическим процессом и определяют лидеров такого движения. В качестве примера - серьезная история и весомая репутация театральной премии газеты Evening Standart (Великобритания). И, конечно же, можно вспомнить и другие медийные примеры.

Принципы "Зеркала сцены" - открытость, дискуссионность, демократичность; критерии - резонансность сценических событий, их успешность и художественная стоимость, а также интересный творческий поиск, общественно-социальная составляющая (если такую цель предусматривает идеология проекта).

Первым лауреатом "Зеркала сцены" - по итогам опроса театральных журналистов - стал независимый арт-проект "Оскар и Розовая Госпожа" (копродукция Ивано-Франковска, Киева, Харькова, режиссер - Ростислав Держипильский). Этот спектакль в прошлом году обошел по итогам опроса довольно серьезных и весомых конкурентов: "Театр переселенца" Георга Жено и Наталии Ворожбит; Stabat Mater Дениса Матвиенко и Эдварда Клюга; "Искусство войны" Влада Троицкого и Алексея Ботвинова.

Если предыдущий ракурс "Зеркала сцены" предусматривал взгляд на независимые украинские арт-проекты, то ныне в поле зрения - молодая украинская режиссура: лучшие спектакли молодых художников, поставленные в столице в течение 2016-го. Пятерка лучших спектаклей (от молодых) формировалась благодаря предложениям нашим экспертов - известных театральных критиков и театральных обозревателей. Особая благодарность за творческие предложения и, собственно, за сотворчество в контексте "Зеркала сцены" Сергею Васильеву, Анне Веселовской, Анастасии Гайшенец, Ирине Чужиновой, Татьяне Полищук, Юлии Бирзул, Надежде Соколенко, Людмиле Олтаржевской.

Итак, пятерка лучших спектаклей молодых режиссеров, по версии "Зеркала сцены":

"УКРАДЕННОЕ СЧАСТЬЕ" (режиссер Иван Урывский, театр "Золотые ворота"; сразу семь экспертов отдали голоса именно за эту работу).

"ЭТО ВСЕ ОНА" (режиссер Влада Белозеренко, Киевский Молодой театр).

"БУНА" (режиссер Давид Петросян, общий проект "ДАХа" и театра Practicum).

"УСТУПИ МЕСТО" (режиссер Дмитрий Весельский, Киевский Молодой театр).

"СТРАННЫЕ ИГРУШКИ НА КРЫШЕ" (режиссер Дмитрий Гусаков, Театр "Золотые ворота").

Что касается спектакля-победителя - "Украденного счастья". Эта постановка появилась в год юбилея Ивана Франко - 160-летия со дня рождения украинского гения. Камерный формат спектакля не спрессовал в ней масштаб больших страстей и мистических метаморфоз. Собственно, по внешним признакам спектакль Ивана Урывского - это пластичная мистическая новелла об особенностях безумной страсти, о людях и призраках, о призрачном счастье как таковом.

"В "Украденном счастье" очень молодые актеры и режиссер проявили такую глубину ощущения драмы Франко, какой не всегда достигают даже опытные мастера сцены, - говорит критик Анастасия Гайшенец (главный редактор журнала "Український театр"). - При сохранении стилистической автентики эта постановка насыщена современными ритмами театрального языка, исполнена экспрессионизма и символизма. Здесь есть гармоничное объединение архаики и авангарда. Если сравнивать с современной музыкой, то это, наверное, электрофолк на театральном языке".

Режиссер-лауреат "Зеркала сцены" Иван Урывский дебютировал как профессиональный постановщик именно на сцене "Золотых ворот". Его дебют - "Олеся. Забытая история любви" по мотивам А.Куприна - также не обошли вниманием критика и зрители. Позже, в Одесском театре им. В.Василько, этот молодой режиссер осуществил заметные постановки по произведениям Михаила Коцюбинского ("Тени забытых предков"), Александра Вампилова ("Утиная охота"). Его одесская премьера в 2016-м - "Турандот", по мотивам Карло Гоцци.

Относительно важных тенденций, связанных с молодой украинской режиссурой на примере лучших спектаклей 2016-го, у критиков есть и разные, и общие взгляды.

"Кажется, проблема молодой режиссуры (хотя бы учитывая прошлый год) в украинском театре уже не такая острая, - говорит Анастасия Гайшенец. - Молодежь начала активнее интересоваться театром и мыслить себя в режиссерской профессии. Еще 10 лет назад наш театр порой был похож на пансионат для пожилых людей. Теперь создавать театр стало в среде молодежи модно. Думаю, сейчас наступил момент, когда количество начнет перерастать в качество. И через несколько лет мы увидим среди нынешнего поколения 30-летних подлинных лидеров, с их самобытным языком и оригинальной сценической лексикой".

Еще одна мысль по этому же поводу от критика Юлии Бирзу: "Курс, взятый молодыми режиссерами именно сегодня, однозначно направлен на смелый поиск себя как художника-гражданина. Наблюдается тенденция фиксировать настоящее. Ощущается острое желание говорить со сцены правду. Последние годы стали годами социального театра со смелыми художественными экспериментами. Пока не все выглядит правдиво и уверенно, но очень радует то, что вместе с новыми режиссерскими именами появляются и новые незаезженные названия в репертуарах".

Кроме "Украденного счастья", Юлия Бирзу поддержала также проект "Дикого театра" - "Быть снизу" (режиссер Юлия Мороз): "Это честная позиция режиссера, которая имеет смелость говорить и ставить о том, что ее тревожит…" И еще один спектакль, поддержанный Юлией, - "Странные игрушки на крыше" (режиссер Дмитрий Гусаков): "Это детский спектакль, к которому авторы отнеслись как ко взрослому. Ибо важно, чтобы наши дети тоже воспитывались на актуальном искусстве. Наконец, это весело и остроумно!"

Среди проектов молодой режиссуры, отмеченных критиками, - "Дело Менделя Бейлиса" (аудиотур от Дмитрия Левицкого и Петра Армяновского).

"Это уникальный опыт прогулки по киевскому Подолу и внимательного вглядывания в следы и знаки, оставшиеся из прошлого и появившиеся уже сегодня, - делится мыслями критик Ирина Чужинова. - Почему нами так легко манипулировать? Откуда берется нетерпимость к другому, и есть ли от нее противоядие? Давно не получала такого удовольствия от процесса мышления и созерцания, которым не мешали (как часто случается в наших театрах), а деликатно способствовали".

Театральный критик Людмила Олтаржевская (главный редактор журнала "Театрально-концертний Київ") также размышляет по поводу активности новой режиссуры: "Молодые постановщики, по крайней мере сегодня, у меня ассоциируются с постоянными открытиями. Конечно, угодить зрителю, с оглядкой на то, как тот или иной спектакль будет продаваться, - это точно не для них, молодых. Для них свойственно быть здесь и сейчас, удивлять и провоцировать, разрушать стереотипы, нарабатывать новые тренды в театре, мыслить раскованно, современно, чувствовать себя боевой единицей мирового театрального пространства. И если учесть спектакли-лидеры именно в отображении "Зеркала сцены", то сегодня уверенно говорим об активных режиссерах, которым еще даже не исполнилось 30! Хотя еще вчера "молодой режиссер" воспринимался чаще всего в возрастной категории "40+".

Среди спектаклей, названных критики в контексте "Зеркала сцены", также "Девичий виноград" (Молодой театр, режиссер Сергей Корниенко), "Как не стать порохом" ("Золотые ворота", режиссер Орест Пастух).

В этом году "Зеркало сцены" реализуется в сотворчестве с Национальным союзом театральных деятелей Украины (руководитель - Богдан Струтинский) и Фестивалем молодой украинской режиссуры имени Леся Курбаса (идеолог - Анна Веселовская). Особая благодарность нашим друзьям и коллегам, не только морально поддержавшим эту премию. Это - Михаил Кухар, Сергей Довгаль, Александр Каменец. Награждение победителя состоится в ближайшее время - сразу после спектакля "Украденное счастье" в Театре "Золотые ворота". И в этом также демократический принцип премии: никакого официозного церемониала, сугубо творческая театральная молодежная обстановка.