UA / RU
Поддержать ZN.ua

Дэмиен Херст: «Моя выставка аморальна? Да это же безумие!»

Накануне экспозиции Дэмиена Херста в Киеве, на которой можно увидеть более ста работ современного...

Автор: Ольга Клингенберг

В PinchukArtCentre — очередной мегапроект. Главный (в смысле самый дорогой) художник планеты Дэмиен Херст представляет свой «Реквием». Вход бесплатный. Накануне экспозиции, на которой можно увидеть более ста работ современного провокатора, блюстители местной морали резво зашевелились, бурно отреагировав на некоторые «изыски» художника… По этому поводу Дэмиен Херст сообщил «ЗН»: «При таком раскладе борьбы за мораль и лавка мясника — это тоже безнравственность».

Вот так вот взять и с ходу в двух словах написать, кто такой Дэмиен Херст, ну… наверное, кому-то под силу. Да это тот «чувак», что акул и овец в формальдегид закатывает и в кубах мух плодит на отрезанных бычьих головах, а потом продает это все за безумные бабки.

Миллионер, короче.

Художник.

Наверное, именно в такой манере высказывается банальный английский обыватель. Не стоит питать иллюзий, будто на родине Шекспира всяк так и тонет во взбитых сливках интеллекта. А вслед западному потребителю готов откликнуться и наш — почти девственный и крайне «цнотливий» любитель современного искусства, поддавшийся соблазну посмотреть на «самого дорогого» нынешнего художника, выставляющегося с сегодняшнего дня в PinchukArtCentre.

Конечно, для них слова о том, что художник этот одно из самых склоняемых имен на современном арт-рынке, что эта выставка — самая большая ретроспектива за всю историю его карьеры, что впервые представлена его новая живопись из цикла Skull paintings (не говоря уже о более сложных формулировках его места в истории contemporary art) — все это будет просто пустым звуком...

Но впечатлений и эмоций хватит надолго.

А обещанная организаторами просветительская программа для посетителей (со специально обученными экскурсоводами и информационным центром, где можно будет копнуть чуть глубже в область концептов и пояснений) действительно внушает оптимизм: не эпатажем единым!

В этом случае особо хотелось бы, чтобы отдельным вниманием и подробным пояснительным экскурсом были удостоены «блюстители» украинской морали, о которых, впрочем, чуть позже и словами самого Херста.

…Итак, рекордсмен по гонорарам за свое творчество и скандалам (за него же) британец Демиен Херст представляет Украине свой «Реквием»: 40 премьерных картин и более полусотни знаковых работ, принесших ему славу и состояние, расширивших сознание реципиентов и пополнивших список вопросов о необъяснимости бытия.

Простота, четкость, выразительность, а главное, эпатажность (без нее в современном потоке никак не зацепиться!), с которыми Херст подошел к осмыслению категорий Жизни и Смерти, наполняют его работы священным экзистенциальным ужасом.

Здесь не до «прекрасного», его мы, невежды, привыкли искать в художественных жестах... Будьте добры размышлять над «Физической невозможностью смерти в разуме живущего», презентующей натурально заспиртованную в огромном кубе акулу (много позже он развил эту же тему, разрезав другую акулу пополам в работах «Объяснение смерти» и «Отрицание смерти») или «Тысячей лет» (та самая инсталляция с мухами).

Именно эти две знаковые работы начала 90-х и сделали ему имя, дали карт-бланш на брутальные арт-высказывания. Например, ему ничего не стоит подвесить вполне натуралистично выпотрошенную корову, в крови которой утопают деньги («Жажда наживы»). А на вопрос, может ли чистоган вдохновлять, Херст обаятельно и пространно выкрутит следующую фразу: «Да! Я думаю, деньги — это огромный механизм. Именно потому, что так много людей, у которых их очень мало. Но надо помнить: деньги — это ключи, их надо уважать и уметь использовать. Есть такой художник Джон Рескин, который говорил, что искусство — это зеркало, которое должно быть поднято на такую высоту, чтобы отражать правду. Но как бы ни было важно искусство, никогда не стоит забывать о том, что жизнь все-таки важнее».

Физиологические аспекты жизни и смерти в любимом объекте Херста — черепе, а также в его бесчисленных интерпретациях в полотнах красочных раковых клеток, в медицинских инсталляциях хирургических приборов («Ночь длинных ножей») или шкафа коробок с лекарствами.

Даже такие изящные работы, как аккуратно выложенные на полочках таблетки («Колыбельная осень») — наш наглядный жизненный рацион медикаментов, Херст позже ужесточает в похожей инсталляции, где фигурирует лишь порция пилюль от СПИДа. А инсталляция окурков, собранных художником вместе с ассистентами по всем барам Лондона, с красноречивым названием «Чистилище», это реакция Херста на его же отношение к искусству: «Четыре года назад я мог сказать в интервью, что не верю в людей, которые не курят. А теперь я не курю сам. И не верю тем, кто курит».

Впрочем, даже такому крутому парню, как Херст, красота не чужда, о чем без лишних подробностей говорят панно из бабочек, за которые, кстати, и накинулись на него наши украинские моралисты...

Став заложником своей же репутации (когда карьерные амбиции и их реализация напрямую связаны с пиаром и правильным позиционированием — провокацией на скандал), Херст вошел в нашу жизнь не столько благими делами — круглой суммой в пользу новорожденных младенцев для фонда «Колыбель надежды», — но и благодаря вышеупомянутым моралистам.

Накануне этой выставки его, как известно, решили проверить на благовоспитанность. И в пресловутую Национальную экспертную комиссию по вопросам защиты общественной морали поступил сигнал: рассмотреть работы Херста на предмет моральности. Что это, мол, быков режет, да бабочек на панно изводит? — вопрошает Всеукраинское художественное агентство «Традиция».

Вопрос — кто эти люди, конечно же, риторический. Уж тем паче для Херста. А вот в связи с этим уровень пиара и его актуальность... Ну, нашли за что художника судить — за аморалку! Это в ХХI то!? Нафталиновый какой-то скандал. Совсем несовременный.

Вот что по этому «моральному» поводу сообщил «ЗН» сам Дэмиен Херст: «Конечно, всегда есть сопутствующие реакции, когда что-то делаешь… Но даже из того, что я видел и читал об этой комиссии, похоже, они и Библию бы запретили! Я, конечно бы, пригласил их, чтобы они посмотрели мои работы... Действительно, почему бы не судить о них и с точки зрения морали? Это актуально для всего, что происходит в публичном пространстве! Но мысль о том, что моя киевская выставка аморальна? Это просто безумие! При таком раскладе и мясная лавка — тоже безнравственность. Да, я знал немало людей, которые подобным образом реагировали на мои работы, даже не видя их. И здесь, уверен, та же история: подобные идеи исходят от людей, которые просто не видели моих работ...»

Что ж, все только начинается. Идите, господа, и смотрите.