UA / RU
Поддержать ZN.ua

«ДД-08» — без морализаторства

Как-то странно мне было перевоплощаться в тинейджера, но едва ли не сами в руки попросились эти книжечки, на обложках которых повторялись окошечки с двойной буквой «Д» и цифрами 08...

Автор: Людмила Таран

Как-то странно мне было перевоплощаться в тинейджера, но едва ли не сами в руки попросились эти книжечки, на обложках которых повторялись окошечки с двойной буквой «Д» и цифрами 08. Узнаваемая и привлекательная серия «Дивний детектив — 08» издательства «Грани-Т». И на какие только ухищрения не пойдут взрослые, лишь бы завлечь тех, кому от 12 до 16 лет, читать книги! Привлеченные писатели — Андрей Кокотюха, Наталия и Александр Шевченко, Олесь Ильченко, Богдан Жолдак, Евгения Кононенко и другие — живо ухватились за столь неотложную воспитательно-развлекательную идею. Выяснила: кое-кто уже написал по двенадцать «маленьких романов» для подростков. На сегодняшний день появилось пятнадцать ярких покет-буков.

Чрезвычайно трудная задача — писать для нынешнего молодняка: его намного больше интересует что угодно, только не книги. Из-за этого «серийное мышление» авторов «ДД — 08» выдумывает для них героев, познакомившись с которыми тинейджеры, по идее, должны были бы ежемесячно охотиться за следующими изданиями. В сущности, писатели-детективщики должны преодолеть просто гигантский коммуникативный разрыв, образовавшийся между поколениями, разрыв значительно более существенный, нежели 20 лет назад. И у кого естественнее, а у кого менее адекватно воспроизведен язык тех, кому от 12 до 16. Да еще ведь стоит напоминать подросткам: существует литературный язык, богатый и гибкий. Вместе с тем необходимо передать речь и мировосприятие тех, кто оказался на цивилизационном разломе. Без технических наворотов, разных примочек, приколов, соответствующего жаргона, постоянного обыгрывания слов и понятий, названий модных групп и прочих реалий никак не обойтись! Изобретательности, фантазийности у наших писателей вроде бы в избытке, в частности и у названных выше. Однако определенной искусственности не избежать, хоть плачь! Оно и понятно: все-таки закрутить сюжет с головокружительными приключениями где-то в Карпатах, использовав фактурность упырей или мольфаров, легче, чем, так сказать, испечь пирог с начинкой из хоррора, лав-стори, фэнтези, где в центре повествования — современные герои-подростки в не слишком-то романтических городских условиях. А может, я ошибаюсь? И ведь еще нужно суперделикатно «протянуть идею»: вечные ценности в жизни, опора на позитив, умение общаться, держать удар в испытаниях и т.п. Это же почти филигранная работа, ведь давно известно: для детей (и подростков тоже) нужно писать как для взрослых, но значительно лучше. И — без морализаторства.

Хорошо, что некоторые авторы пытаются преодолевать вместе со своими героями гендерную патриархальщину. А нехорошо, если тексты изобилуют языковыми уродцами или нескладухами. Будьте внимательны, уважаемые: вас читают подростки!