Так сказал один неутомимый одесский краевед, коллекционер и библиофил киевскому искусствоведу и тут же раскрыл перед автором для подписи альбом, заранее приобретенный.
Но создавать в наше время, переполненное техникой, что позволяет в считанные секунды растиражировать текст какой угодно сложности (содержательной, композиционной и т.п.) книгу, написанную от руки - кому это нужно? Разве что неисправимому авангардисту футуристического толка. И такая книга поэтических текстов, неразрывно связанных с иллюстрациями, появилась в Одессе, городе, где впервые за всю историю живописи была использована репродукция абстрактной картины Кандинского на обложке каталога «Интернациональная выставка салон Издебского». Хотя могла появиться в любом другом городе Украины, ибо традиции авангардной поэзии, связанной с живописью, глубоко уходят корнями в места, где творили Давид Бурлюк, Велимир Хлебников, Михайль Семенко, Василиск Гнедов, Владимир Маяковский или безымянные футуристы XVIII столетия, писавшие и комментировавшие своих «Мамаёв».
Речь идет о книге «Звезда Давида», текст которой скорее спет, чем написан Игорем Потоцким в манере пушкинских «Песен южных славян». Спет о глубоко просочившемся в славянские земли «семитской фразы сочном винограде», о мистическом «Семейном предании». И хотя на каждом, довольно большого непривычного формата листе описан очень личный эпизод родовой биографии поэта - восприятию читателя придется столкнуться с величественно исполненным гимном. Иллюстрации призваны настроить «рецептора» (т.е. того, кто все-таки решится разыскать это синтетическое творение, ставшее библиографической редкостью) на торжественное благоговение перед Временем. Их автор - художник Григорий Палатников.
Разворачивая и рассматривая листы книги, этимологически соотносящиеся с греческой вазописью, позднее использованной Пикассо для иллюстрирования рукописной книги античной поэзии, - мы, хочешь не хочешь, оказываемся втянутыми в стилистическую игру эпох. Такая перекличка времен особенно ощутима, если вспомнить, что более 70 лет в Украине и России не издавались литографированные книги, будучи авангардными. Особенно обильно усеяли они культурное пространство в 1910-1920 годах.
Где можно увидеть это изначально раритетное издание? Счастливыми обладателями этой первой в Украине литографской книги стали киевляне актриса Лариса Кадырова и литературовед Мирон Петровский. Также издание приобрели киевские библиотеки: искусств, русского музея, музея книги и книгопечатания. В Харькове - научная библиотека, в Херсоне - публичная. Заинтересовала книга национальную и городскую библиотеки в Москве, библиотеку Гарвардского университета, национальные библиотеки Беларуси, Швейцарии, Израиля, Бостона, Варшавы и Риги, а также посольство Канады в Москве. Тираж издания составляет всего лишь 50 экземпляров.
Как оказалось - это не первая попытка рукотворного литературно-художественного издания. Одесса может гордиться тем, что есть кому позаботиться о ее «раритетности». В этом году Игорь Потоцкий совместно с художником Геннадием Гармидером издали «Одесскую рапсодию» тиражом всего 10 экземпляров. Иллюстрациями стали реалистические офорты, воспроизводящие город пушкинских времен.