Что могут потомки узнать о нашем времени из множества песенок нынешних попсовых звездочек? Ничего! А в песнях Марии БУРМАКИ заложена не только определенная информация о современности, но и сквозь звуковую окраску слышится его пульс. Тексты ее песен можно читать глазами, потому что в них есть поэзия и разум. Возможно, именно такие ощущения вызывает у меломанов и новый альбом Марийки под названием «Саундтреки». Его презентация без лишнего шума состоялась в одном из киевских клубов — прежде всего для друзей певицы, которая сегодня преимущественно колдует над творчеством, а не занимается лицедейством на общественно-политическом кону. Хотя помним, как во время помаранчевой революции она стояла на баррикадах. Однако в большую политику принципиально не пошла. Даже избегает разговоров о ней. Считает, что ценность и актуальность художника определяется мерой художественности и патриотизма его произведений. Разговор с Марией Бурмакой — это скорее не диалог, а монологи певицы... Именно в такой форме и предлагаю ее размышления, взгляды и ощущения.
Монолог первый. Об успехе
— На сцене я почти 20 лет — с первой «Червоної рути», вот и думаю иногда: не настигнет ли меня внезапно тот печально известный «кризис среднего возраста»... Но нет. Песни пишутся (уже есть достаточно материала на следующий альбом). Собираюсь и для других исполнителей что-то писать — идей много. Мне приятно, если кому-то кажется, что я успешна в своей карьере. Но когда начинают для каких-то статей просить «поделиться рецептом успеха», в основном отказываюсь. Потому что и сама этого рецепта не знаю! Более того, очень часто кажется, что мне многое не удается, а потому приходится чуть не «головой пробивать стены». К тому же я не очень сильный человек (хотя, опять-таки, меня как раз считают сильной женщиной), потому очень часто «пасую» перед трудностями. Потом, правда, заставляю себя собрать волю в кулак... Только я знаю наверняка, что стоит за успехом или видимой стабильностью. Между тем меня радует, что со стороны все выглядит успешно, я воспринимаю это как комплимент. За все время моей творческой жизни у меня действительно было немало моментов «второго дыхания».
А успех?.. Это когда ты в чем-то побеждаешь саму себя и в чем-то поднимаешься выше.
Монолог второй. О революции
— Наверное, думаете, что буду говорить о разочаровании? Да, действительно больно искать ответ на вопрос какой-нибудь бабушки: «Мы же стояли на Майдане, вы же были на сцене, что же это теперь делается?».
Так же непросто осознать некоторые моменты, воспринимавшиеся тогда, осенью 2004-го, как нереальные. Сегодня я не вхожу в круг активных участников политического процесса. И честно признаюсь, могу многого не знать из подковерных игр, потому оценок сегодняшним событиям давать не буду. Но вместе с тем я не отношусь к тем, кто сидит у себя на кухне и бурчит: «И чего они там такие? Нужно же так и так...».
Моя гражданская позиция давно известна. Что же касается вопросов моральности, духовных ориентиров, любви к Родине и чувстве собственного достоинства, то все это нисколько не изменилось.
Скажу больше — многое в моем мировоззрении и характере сформировалось уже во время моего участия в первой «Червоній руті» и по окончании университета. Тогда, кстати, я и написала песню «Ми йдемо», звучавшую во время помаранчевой революции. Я хотела создать патриотическую песню, в которой даже не употреблялось бы слово «Украина», а всем бы и так было понятно: к реальной государственности нам еще так долго идти.
Свои первые песни я писала на стихи поэтов Расстрелянного Возрождения. А после завоевания Украиной независимости стало появляться много легкомысленных песенок, от которых веяло конъюнктурой и надоевшим шароварным псевдопатриотизмом. Потому и захотела написать такую песню, которая бы призывала не останавливаться, не удовлетворяться картонными декорациями с сувенирными веночками и анекдотами о сале. И, кажется, мне это удалось. Люди выходили на Майдан, объединенные общей идеей, нравственным выбором и чувством собственного достоинства. Они пели «мою песню». Я всегда знала, что мой народ — гордый, решительный, сильный. Я верила в это. И я это увидела. И теперь знаю: он действительно такой.
Тяжело, конечно, не разочароваться людям, которые поверили и не побоялись сознательно рисковать, например, работой. Потом их оппоненты смеялись им в глаза (я знаю множество таких случаев в моем родном Харькове). И если им кажется, что все это было зря, то это не так. Всем хочется сказать «спасибо!» — даже теперь. За то, что те события разрушили миф о хуторянской ментальности украинцев. И мои песни — для людей, способных на поступки.
Если кто-то считает, что их порыв не заметили, их просто использовали, это неправда. Общество изменилось. Я изменилась. Люди, которые были тогда на майданах, изменились, поняли, что могут отстаивать свой выбор, быть нацией. Люди, стоявшие на помаранчевых майданах, так же как и на бело-голубых (не партийные функционеры), выходили туда по зову души, хотели стране лучшего. А есть люди старшего возраста, которые до сих пор верят в коммунистические идеалы, выходят на свои майданы поддерживать коммунистов. Я с ними радикально не согласна. Но понимаю, что им очень сложно перечеркнуть все, во что они верили, отречься от идеалов своей молодости, потому никогда не позволю себе унижать этих людей, давать им оценки, обвинять. Я всегда уважаю людей идеи, даже если они в противоположных лагерях.
А то, что разочаровывают политики и вся эта политическая кутерьма… я бы не хотела сейчас комментировать. Я просто певица, не депутат, не советник, не министр и имею право иногда на такую аполитическую позицию.
Монолог третий. О самооценке
— Музыка — часть моей жизни. Кстати, никогда не ставила на карту что-то одно. Занималась еще журналистикой, училась в аспирантуре, защитилась и все еще хочу начать преподавать... Возможно, даже в музыке — потому что не концентрировалась исключительно на ней — где-то «не дотянула». Но я просто жила и живу. Знаете, я же пишу не в специально отведенное для этого время. Пишу везде и постоянно. Записываю ноты и слова на салфетках, на документах иногда... Все события моей довольно неспокойной жизни происходили и происходят на фоне музыки. Или наоборот....
А самооценка? Она возникает не на пустом месте. Нельзя вдруг убедить себя: я «королева», я все могу, я сильная. Этого аутотренингом не добьешься. Чтобы ощущать себя сильной, нужно быть способным на поступки и в них побеждать себя.
Таких поступков совершала много. Но каждый человек, чего-то достигающий, может рассказать, что самую большую радость ощущаешь, когда удается сделать что-то значительное, во что и сам не веришь. Тогда и начинаешь себя уважать. Для меня, например, защита диссертации была таким шагом. Тогда меня как раз уволили с телевизионного канала СТБ вместе со многими коллегами, с которыми делали прямоэфирную программу (была одной из ведущих). А это было как раз перед Новым, 1998-м, годом. Признаюсь, это был первый серьезный кризис в моей жизни и очень болезненная депрессия. Тогда и решила: должна вытянуть себя из того состояния, как Мюнгаузен — за косичку из болота. Решила учиться! И искать для себя возможность не зависеть от страха: уволят тебя или не уволят? И кстати: будет спрос на твою музыку или ты будешь когда-то истерически хвататься за последние крохи популярности? Решила поступать в аспирантуру, написала автореферат, сдала экзамены...
Помню свое состояние после защиты 6 апреля 2004 года. Казалось, что я самый счастливый человек! Хотя в личной жизни все было печально: из Института журналистики возвращалась в арендованную хрущевку с плесенью на стенах... Но именно тогда и почувствовала: все получится и хватит сил победить.
Потом было несколько важных для меня побед, за которые горжусь собой. Во-первых, полтора года назад бросила курить. Во-вторых, наконец-то села за руль автомобиля, хотя уже не верила, что это мне когда-нибудь удастся.
Конечно же, каждый человек неповторим. Через свое творчество я могу показать свою неповторимость обществу. Это может кому-то не нравиться, кого-то оставлять равнодушным, но я от этого другой не стану. Остается писать для тех, кто понимает.
Попытки «самоидентифицироваться» в шоу-бизнесе бросила давно! Это дело критиков. Чего только не читала о себе! «Творец авторской песни», «украинская фолк-дива»... Был период, когда мою музыку называли даже украинской готикой — из-за альбома «Знову люблю». У одного из моих дисков — сугубо электронное звучание. А есть диск «Із янголом на плечі» — там «песни об ангелах». А есть «МІА», где эстетика звучания живой группы не потеряла актуальности до сих пор. Это оттуда «Сонцем, небом, дощем» и «Чорні черешні»... Мне самой интересно читать о себе. Я могу соглашаться или нет... Я меняюсь. Меняется мир вокруг меня. Появляется много разной музыки, в которую я влюбляюсь, и она, безусловно, влияет на меня. Кстати, в моем последнем диске «Саундтреки» есть лемковская песня «Під облачком» — сейчас моя любимая, кстати. Я когда-то ее уже записывала — в 92-м, она есть на диске «Лишається надія», вместе с песней «Ми йдемо». Вот, прошло 15 лет, и я записала ее снова. По этой песне видно, кстати, как я изменилась.
Монолог четвертый. О шоу-бизнесе
— Украинский шоу-бизнес еще в стадии «начального капитализма». Общество насыщается массовой культурой. До сих пор продолжается период накопления капитала. То есть присутствует стремление — при немалых инвестициях (а запись альбома, съемка и ротация клипов — это очень серьезные суммы) — максимально быстро эти деньги вернуть. Возможно, еще не настало время здоровой конкуренции — даже между массовыми проектами, когда выживают не только самые наглые, а самые одаренные, не похожие на других. Так происходило во всем мире.
Наверное, проблема также и в нестабильности экономики нашей страны, отсутствии среднего класса. Это я к тому, что не так много у нас «некоммерческих проектов», иными словами — музыки для умных интеллигентных людей разных поколений. Но я не была бы оптимисткой, если бы не сказала, что не все так плохо! И кто хочет найти хорошую украинскую музыку, тот может это сделать! Появляются новые музыканты, группы. И это не может не радовать. «Залишається надія…»
Но что сказать о шоу-бизнес-экспансии в Украину музыки соседней страны... Я вообще не только о музыке говорю. Есть важный моральный аспект: украинские дети, молодежь воспитываются на идеологии другой страны, на ценностях другой страны. Некоторые аспекты похожи, но все-таки отличаются от украинских. И почти ничего не делается для того, чтобы юные украинцы любили свое и чувствовали себя патриотами своей страны. В этой ситуации без создания системной идеологии воспитания украинцев не обойтись. Иначе у нас вырастет поколение, безразличное к будущему. Я вообще на эту тему не могу говорить абстрактно. Не получается! Потому что это страна, где живу я, где живут мои родные и близкие, где растет моя дочь. И мне больно, когда мою страну сравнивают с банановыми республиками, называют «территорией коррупции и бандитизма», страной третьего мира.
И музыку я пишу для таких, как я, которым тоже больно. И пишу на языке, который полстраны не понимает и не любит. А я люблю. Но с другой стороны, когда вижу молодых людей, которые родились в Центральной или Восточной Украине в русскоязычных семьях, но сознательно и принципиально говорят на украинском, то понимаю, что мы все еще сильны генетически. На таком асфальте иногда травинки прорастают! А нам все анекдоты о хохлах рассказывают... Не люблю я этих анекдотов о своем народе. Неправда это все!
Нас в стране уже объединяет не «социалистический энтузиазм» прошлого, а что-то иное. У нас намного больше консолидированных музыкантов и групп. Мы дружим, поддерживаем немало мероприятий друг друга.
Вот, скажем, фестиваль Олега Скрипки. Олег бросил клич, все записали песни (я — «Ой на горі, на маківці»), прошел фестиваль, все работали бесплатно, на энтузиазме. Остались довольны, как бывают довольны люди, сделавшие что-то нужное и полезное по велению собственной души.
Монолог пятый. О будущем
— Шансы молодого одаренного человека из провинции пробиться практически равны нулю. Об этом столько говорилось, писалось... Все это знают. Но разве что-то делается, чтобы стало как-то иначе? Может, что-то подобное инициирует Министерство культуры и туризма? Мне очень много присылают своей музыки молодые музыканты из маленьких городков, часто просят хотя бы моей оценки и совета... Думаю сейчас, как это все привести к какому-то общему знаменателю. Может, организую фонд содействия развитию современной музыки? Может, какой-то центр, чтобы помогать детям с улицы хоть как-то развивать их таланты?
Наше общество уже доброе, если пытается таких детей хотя бы накормить и одеть, я даже не говорю об их духовном мире. А в приюте для несовершеннолетних я познакомилась с десятилетним мальчиком Димой. Он сказал: «Хочу на гитаре научиться играть!». И, возможно, этот первый малюсенький шаг к музыке спасет его душу. А сколько еще таких детей, которым недостает тепла, понимания. Я поняла, что мои действия, конечно, приносят определенную пользу. Но можно сделать больше! И попытаться вокруг такой идеи объединить друзей. Рената Литвинова, одна из моих любимых актрис, сказала, что главное в жизни — найти «своих» и успокоиться!.. Я услышала эту фразу и удивилась ее точности. Я бы только сказала не «успокоиться», а «найти силы дальше идти».
Мария БУРМАКА родилась 16 июня 1970 года в Харькове. В 1989 году победила на фестивале «Оберіг» в Луцке, в том же году получила вторую премию на фестивале «Червона рута». Заслуженная артистка Украины (1998). Окончила Харьковский госуниверситет (специальность «филолог»), а также аспирантуру Института журналистики (Киев). Кандидат филологических наук. Была ведущей телепрограмм «Кон», «Рейтинг», «Хто там», «Чайник» (канал «СТБ»), позже — «Створи себе» на УТ-1 и канале «Киев».