UA / RU
Поддержать ZN.ua

Да, SKIFы мы! «Фоа-Хока»: в питерских декорациях Курехина

SKIF — это аббревиатура международного фестиваля имени Сергея Курехина, который возглавляет его вдова Анастасия...

Автор: Ольга Клингенберг

SKIF — это аббревиатура международного фестиваля имени Сергея Курехина, который возглавляет его вдова Анастасия. История этого феста запутана и ветвиста как и подобает творчеству самого Курехина. После его смерти в 1996-м, первый стихийный форум прошел в Москве, где в формате полижанровости были задекларированы главные идеи Курехина и обозначено поле его обширной деятельности: кино, театр, выставки, концерты, все, что так или иначе связано с именем музыканта… В этом году SKIF принимает в свои объятья украинскую команду — «Фоа-Хока».

В городе на Неве так много музыкантов, что фраза группы «Ленинград» «заводы стоят — в стране одни гитарасты» звучит как приговор. Заниматься искусством в Санкт-Петербурге потребность насущная. Заниматься музыкой — программа просто-таки общеобязательная. Одним из возмутителей спокойствия в свое время был Сергей Курехин. Чего стоит незабываемая «история с доказательствами» о Ленине-Грибе, напугавшая телезрителей в начале 90-х не хуже чем американский опыт Орсона Уэллса с радиопьесой «Война миров». Один из авторов этой концепции — друг Курехина Сергей Бугаев-Африка — позже назовет Питер центром, специально созданным для Влияния на Культуру и Цивилизацию. Цель пребывания Сергея Курехина в этом мире была той же… На общедоступном уровне творчество Курехина успевало распространяться, например, на кино (самый известный опыт с увертюрой к «Господину оформителю»). Но главным был его проект «ПОП-МЕХАНИКА» — музыкальное образование, декларировавшее идею тотального перфоманса, не ограниченного ни временем, ни пространством, ни жанровыми рамками. По словам все того же Африки, именно «Курехину с его ближайшим окружением удалось создать, пожалуй, единственную модель в мировом культпространстве, которая максимально и емко отображает то, что философами определено как постмодернизм». Звуковое высказывание любого вида и формы было главным в «ПОП-МЕХАНИКЕ», концептуализм русского толка, не дышавший в затылок никаким западным системам и публичная, практически масскультовая практика — три кита, на которых держалась харизма Курехина и его формации единомышленников. Благодаря его одержимости популярность «ПОП-МЕХАНИКИ» вышла за пределы России. И чего уж тут удивляться, что второй и третий фестивали памяти Курехина сподвижники и друзья перебазировали в Нью-Йорк. В 1998-м вернулся в Россию, где и проходит с завидной регулярностью в родном Питере и эхом отзывается в Москве.

Ассоциируется SKIF исключительно с чем-то запредельным, авангардным, новым словом и звуком в аудиовизуальной культуре или, проще говоря, — здесь собираются «странные люди со странной музыкой» и щеголяют названиями нововыдуманных стилей — этно-индастриел, нойзо-панк или минималистический гул… Придуманные критиками, они все равно не дают представления об атмосфере 12-часовых концертов сразу в нескольких залах, ночных тусовках «самых» образованных и «самых» эстетских слушателей. Мастодонты и неофиты авангарда — все, на удивление, равноценны на SKIF. Это тот «тонкий» слой, о котором мы любим вспоминать в момент невероятных пересечений идей или персоналий. В 2007-м на заявленном с 19 по 22 апреля фестиваля в питерском Центре современного искусства в струю мирового авангарда наконец-то вольется и украинская капля. SKIF принимает нашу «Фоа-Хока».

Одна из наиболее экстравагантных формаций на украинской альтернативной сцене была открыта в начала 90-х в Чернигове, когда Дмитрий Куровский и Владислав «Кокон» Дихтяренко начали записывать постиндустриальные нео-фолк композиции и выступать под протекцией культурной организации «Новая сцена». Диск под этим названием позже был издан в Гамбурге и до сих пор красуется в тамошних магазинах альтернативного звука. В 1994 году к ним присоединяется Иван Москаленко, известный как DJ Derbastler. Но в течение последующих пяти лет «Фоа-Хока» (not founded. В первую очередь, это патриарх популярной электронной музыки, похожей на заставки для советских мультиков; француз Жан-Жак Перре; лап-топ-инструменталистка электронщица Айки Мори и композито-импровизатор, пионер электроарфы Зина Паркинс; озвучившие «Кабинет доктора Калигари» чехи «DVA», популярная артистка инди-сцены Solex, золотой голос Тувы Саинхо Намчылак и еще десятка три коллективов, любой из которых можно классифицировать как звуковое искусство.